Цифра захватила все пространство зала. Фото предоставлено пресс-службой конкурса |
Прежде было гораздо проще. Команда, подавшая заявку на участие в конкурсе, получала музыкальный фрагмент, не обязательно оперный (в ход часто шла инструментальная музыка, камерная, хоровая и пр.), и придумывала к нему визуальный образ, реализованный впоследствии с помощью цифровых технологий. Конкурс делился на два раздела – «цифровая сценография» и «цифровая режиссура», – а финальный тур представлял собой достаточно эклектичный набор никак не согласованных между собой отрывков, пестрота касалась не только визуальной стилистики, но и сути всего действа. Правда, в конкурсе 2022 года участникам уже была предложена единая тематическая линия, связанная с городом на Неве: в первом случае предлагалось обыграть петровскую тематику (в связи с 350-летием основателя Петербурга), во втором – мотив мучивших столицу не одно столетие наводнений. Однако настоящего интегрального единства достичь тогда не удалось – да это и было невозможно.
На конкурсе этого года задачу усложнили. Участникам были предложены исключительно оперные фрагменты, в которых одной сценографией цифровых чудес без режиссерского начала уже никак обойтись было невозможно, а все сцены были выстроены в своего рода спектакль-дивертисмент, названный «Сказки Пушкина. Жизнь как чудо» – главный юбилей нынешнего года (225-летие великого поэта) обязывал.
В финал конкурса из 200 заявок попали 11 команд – в течение нескольких месяцев они занимались с коучами-кураторами, готовили свои продукты и в итоге представили профессиональному и зрительскому жюри свои яркие проекты по сказкам Пушкина, зашифрованным в операх русских композиторов: «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки и «Русалка» Даргомыжского. Выбрать из них лучших было действительно непросто – настолько креативны и неординарны были почти все проекты, но самое главное, что на этот раз в избранных оперных фрагментах почти везде было достигнуто главное – пресловутый синтез искусств, то, чем всегда была славна настоящая опера. А программа всего гала (он же финальный тур) не без основания претендовала на подобие целостного спектакля со своей, вполне логично выстроенной драматургией.
Пальму первенства жюри отдало питерской команде «В синем море» (режиссер Даниил Леонтьев, медиахудожники Лина Данилова, Анастасия Наумова, Елизавета Соловец, Анастасия Цыкальчук, художник по костюмам Анна Бурцева, художник-технолог Василий Герасимов), визуализировавшей путешествие царевича Гвидона и его диалоги с прекрасной Царевной Лебедь: их решение было наиболее традиционным, приближенным к эстетике привычного классического оперного театра, что, видимо, в конечном итоге и уравновесило голоса в представительном жюри между сторонниками оперного музея и оперных новаций. Немалую роль сыграли и задействованные тут вокалисты – сильные солисты Мариинки Ольга Пудова и Борис Степанов.
Второе и третье место завоевали команды, решавшие разные картины из «Русалки» – Александра Магелатова и Екатерина Зеленская нарисовали «космическую» версию, а команда Ярослава Францева «Radi sveta» порадовала изобретательной работой с большой массой статистов (они занялись третьим, «русалочьим» актом оперы). Но, опять же, не меньший вклад в победу команд внесли драматически убедительное пение и эмоциональная игра исполнительницы партии Наташи – волшебное сопрано Валентины Феденевой из Михайловского театра трогало до глубины души, певица без преувеличения стала событием всего фестивального показа.
Зрители, принимавшие участие в интернет-голосовании, не согласились с жюри, избрав своего фаворита – ростовскую команду «DigitalDream» (режиссер Анастасия Неговора и медиахудожник Вячеслав Шестак), подарившую оригинальное видение одной из сцен корсаковского «Салтана».
Очевиден качественный рост фестиваля-конкурса: от доминирования визуального и нацеленности на шоу, вау-эффекты, он неуклонно движется в сторону решения больших драматических задач полноценного оперного спектакля. Думается, что не за горами день, когда силами «Digital Opera Saint-Petersburg» такой оперный продукт будет представлен меломанам Северной столицы, а может быть, и других городов России и мира – штурманы креативного инновационного корабля Надежда Абрамова (генеральный продюсер) и Сергей Новиков (арт-директор) уверенно ведут его к новым творческим вершинам.
Санкт-Петербург–Москва