Вадим Красносельский предупредил Кишинев о возможных последствиях давления на Приднестровье. Фото с сайта www.president.gospmr.org
Начало 2024 года не оставляет сомнений: правящий режим Молдавии выбрал конфликт с Приднестровьем. В какой форме – об этом можно говорить и спорить. Цель конфронтации тоже ясна: подчинить ПМР (непризнанную Приднестровскую Молдавскую республику. – «НГ») до конца текущего года. По-видимому, отброшен лозунг вступления Молдавии в Евросоюз без Приднестровья, который провозглашали еще несколько месяцев назад и президент Республика Молдова (РМ) Майя Санду, и министр иностранных дел и европейской интеграции Нику Попеску. Такая схема не раз излагалась чиновниками высокого уровня, но сейчас пошли разговоры: мол, оба берега Днестра должны оказаться под контролем западников одновременно. Впрочем, правобережье Днестра и так под полным контролем Вашингтона и Бухареста. Ну, и немного Брюсселя.
Не факт, что этот тезис вновь не изменится. Тут уж как карта ляжет. В том числе – вокруг Приднестровья и Молдавии. Не приходится спорить с тем, что до решающего натиска на Тирасполь Кишинев решил «обезжирить» республику на Днестре. С этой целью и введены с 1 января 2024 года пошлины на ввозимые в ПМР товары.
Интересно, что пока приднестровской стороне из РМ по таможенной линии не поступало никаких документов. Нет перечня номенклатуры товаров, на которые вводятся пошлины. Неясно, на какие товары и какая пошлина вводится. Не регламентирована процедура. Отсюда разброс в цифрах. По одним раскладам, ПМР теряет 5 млн долл., по другим – целых 33 млн. Скорее всего Кишинев подтолкнуло к этой провокации известие, что на январь в Тирасполе назначено совещание, посвященное грядущему повышению пенсий, зарплат и пособий в ПМР. Повышение не может быть очень большим с учетом скромности приднестровских ресурсов, но о нем говорилось как о более чем вероятном решении.
И сейчас приднестровская власть не сняла с повестки дня рост социальных выплат, однако же введение пошлин неслабо затрудняет решение такой задачи. Теперь придется многократно считать каждую копейку, где-то и дальше сокращать строительство и ремонт различных объектов, где-то перекраивать бюджет.
Тут, помимо повышения пенсий и зарплат, приднестровская власть продекларировала при принятии в трех чтениях госбюджета на 2024 год своевременную и в полном объеме выплату тех пенсий и зарплат, которые существуют сейчас. Можно сделать вывод, что Кишинев хочет сорвать и эти выплаты. Значит, следует ждать новых удушающе-болевых приемов со стороны власти Республики Молдовы.
Американские, европейские и румынские партнеры РМ диктуют Кишиневу условия. Во-первых, до конца 2024 года разорвать всякие отношения с СНГ. Пока речь о том, что 8 февраля РМ покидает Межпарламентскую ассамблею Содружества, то есть главный его институт. Но фактически после этого разрыв с данным объединением становится фактом.
В-вторых – разорвать с Россией все отношения, включая дипломатические. К этому все идет: высылают российских дипломатов, мешают работать Россотрудничеству, выдавливают из состава Русской православной церкви Кишиневскую митрополию, наращивают число дипломатов из ЕС. В республике отключены, по сути, все российские телеканалы. Безжалостная логика.
В нее не вписываются две единицы: Приднестровская Молдавская республика и Гагаузская автономия на юге Молдавии. У ПМР своя внешняя политика – политика независимой страны, нацеленная на международное признание ее независимости и союз с Россией, а также на евразийскую интеграцию. И Гагаузия еще в 2014 году провела референдум по внешним приоритетам. Итог известен: почти все жители проголосовали за вхождение РМ в Таможенный союз и за развитие связей с Россией.
Сценаристам и исполнителям постановки под условным названием «Разрыв» нужно это ликвидировать. С Гагаузией, как им кажется, проще: проводятся налеты людей в погонах на гагаузский ЦИК, проводятся обыски, изымаются документы, прессуется руководство автономии и т.п. С Приднестровьем сложнее. Силовиков не натравишь, если только не хочешь полноценной войны. Россиян из региона не выдавишь, потому как приднестровцы их поддерживают, да и сама Москва своих бойцов с берегов Днестра не отзовет. Остается одно: с помощью экономического давления превратить ПМР в край нищеты.
Но и это – не финиш. Вряд ли замысел обрушить экономику и социальную сферу ПМР к концу 2024 года случаен. В СМИ сообщалось, будто с 31 декабря 2024 года Украина перекроет транзит российского газа через свою территорию. Выйдет так или нет – посмотрим. Но если исходить из этих сообщений, то получается такая картина: в бюджете ПМР пробивается с помощью пошлин дыра (серьезная, но это еще не смертельно), а затем производится «залп из орудий главного калибра» – Приднестровье лишается де-факто бесплатного российского газа и вынуждено покупать поступающий из Молдавии и Румынии по заоблачным ценам.
Платить нечем. Денег у Приднестровья на это нет. Значит, противник потребует фактически капитулировать и заодно передать собственность Кишиневу. Это и есть, по их мнению, крах приднестровского государства.
А пока они ведут подготовительную работу по обнищанию приднестровского народа. Что такое сегодня пошлины на ввозимые товары? Это – рычаг для взрывного роста цен, прежде всего на продовольствие и лекарства.
Удар сей можно назвать нокдауном, но не нокаутом. По официальным данным Приднестровья, в 2023 году сельхозработниками ПМР собрано более 526 тыс. т зерновых и зернобобовых культур. Озимой пшеницы намолочено 338 тыс. т. Этого хватит, чтобы полностью удовлетворить потребность приднестровцев в хлебе и даже экспортировать зерно. Запасов пшеницы хватит Приднестровью на два года, ячменя – на два с половиной, кукурузы – на три, подсолнечника (при внутреннем производстве масла) – на полтора года. Местные сельхозпроизводители обеспечивают внутренний рынок сезонными овощами на 90% (морковь и капуста – 100%, свекла – 90, лук и картофель – 65%), мясом – на 39,2, молоком – на 72, яйцами – на 34%. Производство колбасных изделий в ПМР в 4,5 раза превышает внутреннюю потребность.
И все же картина тревожная. За январь–ноябрь 2023 года экспорт приднестровской продукции (без учета электроэнергии) сократился на 12% (до 468,7 млн долл.). То есть отрицательное сальдо внешнеторгового оборота достигло минус 108,1 млн долл. по сравнению с 2022 годом. Четыре основные группы экспортируемых товаров: металл и изделия из него, продукция легкой, машиностроительной и химической промышленности – в совокупности составляют половину всех экспортных поставок. А общий объем по этим пунктам снизился в минувшем году на 18,8%. Это и есть линия на обескровливание Приднестровской Молдавской республики.
Первый, пробный, удар, однако, был нанесен РМ 10 августа 2023 года. Вопреки прежним соглашениям в тот день была введена плата за таможенное оформление импорта и экспорта приднестровских участников внешнеэкономической деятельности (0,4% таможенной стоимости импорта и 0,1% экспорта). Это значит, что ежемесячная сумма дополнительных затрат приднестровских предприятий оценивается в размере 260–300 тыс. долл. С рыбницких Молдавского металлургического завода и цементного комбината заодно необоснованно взимается плата за «загрязнение окружающей среды». Молдавские налоговики прессуют приднестровских производителей алкогольных напитков – KVINT и «Букет Молдавии».
Вовсе заблокирован экспорт товаров предприятий «Электромаш», «Молдавизолит», «Потенциал», «Прибор». Приостановка деятельности заводов «Молдавизолит», «Потенциал» и «Прибор» уже привела к сокращению налоговых поступлений в приднестровский бюджет на 1,5 млн руб. в месяц (1 долл. – 16 приднестровских рублей 30 копеек). При сохранении блокадной практики в отношении восьми обозначенных производителей в казну Приднестровья ежемесячно не будет поступать 27 млн руб.
К тому же Кишинев блокирует банковские переводы. Но самые большие потери в случае уплаты таможенных пошлин ожидаются по такой номенклатуре, как молоко, сливочное масло, сыры, яйца, сахар, макаронные, кондитерские изделия, а также стекловолокно, изделия из стекла, кондиционеры, холодильники, стиральные машины, видеозаписывающая и видеовоспроизводящая аппаратура.
Цены вырастут, рассуждают в Кишиневе, люди поднимутся на бунт против властей ПМР и потребуют: «Хотим в унитарную Молдову!» Но никто не захочет. Глава Приднестровья Вадим Красносельский предупредил молдавские власти о том, что их действия могут привести к полному разрыву отношений Молдавии и Приднестровья.