Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен рассказала о приоритетах работы руководства ЕС на 2024 год. Фото Reuters
Сегодня, когда речь заходит о Евросоюзе, неизменно всплывают два вопроса. Первый – зачем нам в современных условиях интересоваться ЕС и тем, что там происходит. Второй – как будут складываться отношения между Россией и ЕС в текущем году и в более отдаленной перспективе.
На первый из них дать ответ намного легче. Планы, потенциал, систему координат, в которой живет противник, соперник и конкурент, важно знать даже больше, чем тех государств и групп государств, с которыми поддерживаются нормальные партнерские отношения. Просчеты в оценке его намерений и практических шагов, которые он готовится предпринять, могут стоить катастрофически дорого. Поэтому ассигнования на его детальное и возможно более глубокое изучение нельзя сокращать.
На второй – намного сложнее. ЕС превратил антироссийскую кампанию в основное направление своей внутренней и внешней политики. Придал ей глобальный характер, используя все доступные ему средства для оказания давления на всех, кто отказывается к ней присоединиться. Даже чудовищные события на Ближнем Востоке на данный фундаментальный фактор внутри- и внешнеполитического курса ЕС серьезного влияния не оказали.
В этом плане в отношениях между Россией и ЕС что-то изменится только тогда, когда у руля ЕС встанут новые лидеры, не обремененные грузом прошлых ошибок и злоупотреблений, ЕС заработает в принципиально ином ключе, произойдет коренное перераспределение власти и влияния в высших эшелонах объединения. Ближайшим оселком, на котором будет проверяться устойчивость ЕС, станут выборы в Европарламент 6–9 июня, предшествующая им избирательная кампания и их итоги. ЕС уже перестраивается под грядущее испытание. Все ближайшие месяцы пройдут для него под знаком предстоящих выборов.
Для ЕС то, какие политические силы будут верховодить в Европарламенте следующего созыва, имеет определяющее значение. В результате нескольких волн преобразований институциональной системы объединения Европарламент из относительно маргинального превратился в главенствующий институт ЕС – полноправного законодателя, наиболее инициативную политическую силу, своего рода надзирателя за исполнительной властью ЕС и его государствами-членами.
Так, нынешний состав Европарламента занимал наиболее ястребиную позицию по климатической повестке, декарбонизации, правам человека, китайскому, российскому, ближневосточному досье и неизменно подталкивал Европейский совет и Европейскую комиссию к максимально экстремистским решениям. Он вел непримиримую борьбу против польских националистов и евроскептиков, обвиняя их в авторитаризме и отходе от демократических ценностей, и победа на октябрьских выборах 2023 года бывшего председателя Евросовета Дональда Туска, возглавившего оппозиционный блок и севшего теперь в кресло премьер-министра, стала в какой-то степени и его победой. В настоящее время Европарламент продолжает борьбу с партией «Фидес» и Виктором Орбаном в Венгрии, добиваясь, чтобы они шагали в ногу с ядром ЕС.
Соответственно выборы в Европарламент превращаются в вотум доверия или недоверия главенствующим в ЕС политическим силам и проводимому ими политическому курсу. А за исход народного волеизъявления политические элиты ЕС, интересы которых представляют Европейская народная партия и «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» и их союзники, сильно опасаются. Как и пять лет назад, недовольство населения углублением социального неравенства, экономическими тяготами, неспособностью Брюсселя снизить геополитические риски, оградить от иностранной конкуренции и инокультурного потока вынужденных иммигрантов, вновь на подъеме.
Этим умело пользуются крайне правые и ориентирующиеся на них политические силы. Они выступают за сильное национальное государство, за то, чтобы институты ЕС обслуживали его, а не доминировали в процессе европейского строительства. В Италии они уже получили правительственное большинство. В Германии, Нидерландах, других государствах теснят классические партии. Тогда политическим элитам ЕС удалось запугать электорат ЕС жупелом антиевропейскости крайне правых, популистов и евроскептиков и перенаправить протестное голосование в пользу «зеленых» и либералов.
На этот раз подобный трюк не сработает. Вновь канализировать протестное голосование куда-то вбок не получится. «Зеленые» и либералы исчерпали полученный кредит доверия. Они имеют максимум поддержки, на которую могут рассчитывать. Следовательно, институтам ЕС и политическому истеблишменту придется предпринять иной маневр. Они будут вынуждены взяться за то, чтобы переманить на свою сторону колеблющихся избирателей, иначе говоря, «перекупить» их, практическими мерами и обещаниями. Им придется на ходу перенастраивать проводимый политический и социально-экономический курс в соответствии с пожеланиями электората или по крайней мере делать вид, будто его адаптация к их предпочтениям планомерно осуществляется.
К реализации внешне столь нехитрой, а на самом деле очень сложной программы они уже приступили. Ее основные элементы были изложены в аналоге «обращения к нации» – выступлении председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен о состоянии ЕС в 2023 году. Фактически с него и сама фон дер Ляйен, и стоящие за ней политические силы запустили предвыборную кампанию. Повсеместно в мире она строится примерно одинаково. С одной стороны, всячески преувеличиваются свершения и достижения. С другой – предлагаются назревшие ответы на текущие вызовы, которые импонируют всем группам избирателей.
По мнению Брюсселя, за пятилетний срок предыдущей легислатуры удалось сделать неимоверно много. На международном фронте ЕС сумел превратиться в геополитического игрока первой величины, способного уверенно противостоять России и Китаю и сплачивать вокруг себя самые разные державы. На коронавирусном – сохранить 40 млн рабочих мест, обеспечить социальную защищенность личности и справиться с пандемией. На фронте предотвращения климатического и экологического Армагеддона – повести за собой все государства и народы по пути отказа от ископаемого топлива. На внутреннем – приступить не просто к восстановлению прежней экономики, а к построению принципиально новой, привлечь для этого необходимые финансовые средства.
Стержнем новой экономики он сделал цифровизацию, безотходное производство и возобновляемые источники энергии. По всем этим ключевым направлениям ЕС будет и дальше двигаться. Но двигаться иначе, с учетом задач завоевания голосов разных групп населения. Прежде всего голосов женщин – костяк электората. В области гендерного равенства Брюсселем был реализован целый ряд инициатив. Принята Директива ЕС о женщинах в советах директоров. Принцип равной оплаты закреплен в Директиве о прозрачности оплаты труда. ЕС присоединился к Стамбульской конвенции против домашнего насилия. Теперь пришло время ими козырять и обещать женщинам дополнить их далеко идущими имплементационными мерами.
Далее – тех, на кого ЕС ориентируется в первую очередь, тех, кто больше всего выигрывает благодаря свободе передвижения в целях получения образования и трудоустройства внутри объединения, – молодежи. Ей Брюссель обещает наращивание финансирования программ мобильности, облегчение доступа на рынок труда, перенос акцентов в системе образования на подготовку специалистов, которые будут востребованы экономикой будущего.
Не в меньшей степени – всех, кто работает по найму. В их интересах – задуманная ЕС реструктуризация рынка труда. Для ее осуществления необходима тесная координация с профсоюзами и другими социальными партнерами. В этих целях правительство Бельгии, которая заступила на капитанский мостик в Совете ЕС с 1 января, в кратчайшие сроки созовет «саммит социальных партнеров».
Но главное для ЕС – подавить инфляцию. Частично проблему инфляции, считают в Брюсселе и Франкфурте, они сумели снять. Этому помогли меры по повышению процентной ставки, принятые Европейским центральным банком, и снижение стоимости энергии примерно в 10 раз (!) по сравнению с пиком в преддверии отопительного сезона 2022 года. Сбить цены удалось путем рационализации потребления энергии, замещения российских углеводородов на поставки из других стран, переориентации капвложений в возобновляемые источники энергии, проведения всеми странами-членами согласованной энергетической политики. Этот же рецепт будет использован для обеспечения ЕС сырьевыми ресурсами, имеющими стратегическое значение, и зеленым водородом.
Еще более важно – заручиться поддержкой предпринимательских кругов, от которых зависят состояние экономики, направленность финансовых потоков, уровень оплаты труда, занятость, создание новых рабочих мест, информационный фон. Брюссель намерен решить эту задачу, предоставив им более выгодные условия ведения бизнеса. Им обещана защита от недобросовестной конкуренции со стороны китайских и американских компаний с использованием широкого арсенала антитрестовских мер, снижение по договоренности с третьими странами всей гаммы барьеров, препятствующих свободе экономической деятельности на их внутренних рынках, спрямление обременительных бюрократических процедур.
Более того, презрев базовые принципы деловой активности, которые он ранее относил к числу своих краеугольных ценностей, Брюссель уступил им в том, что касается господдержки, субсидирования, преимущественных правовых режимов по типу «покупай производимое в ЕС». Тем самым от принуждения бизнеса к следованию «зеленой сделке» он перешел к предоставлению преимуществ европейским компаниям, создающим, осваивающим и масштабирующим зеленые технологии и осуществляющим массовое производство на их основе, что заложено в новейшем законодательстве ЕС (European Net Zero Industry Act).
Как видим, программа сравнительно популистская. Получится ЕС ее осуществить – во главе ЕС встанет команда политиков, мало отличающаяся от той, которая привела объединение к прокси-войне с Россией и противостоянию с Китаем и глобальным большинством. Нет – перед ЕС появятся новые опции развития, которые, однако, пока не просматриваются.