Владимир Зеленский в Давосе продолжал тему мира без РФ.Фото Reuters
На Всемирном экономическом форуме в Давосе украинская сторона в лице президента Владимира Зеленского вновь представила «мирный план» по урегулированию конфликта между Киевом и Москвой. И хотя сама Россия никакую роль в этом мероприятии не принимала, можно было ожидать каких-либо адекватных предложений, которые реально ориентировались бы на прекращение огня и переход к дипломатическим усилиям. Однако оказалось, что «мирный план», по сути, подразумевает не мир, а мир без России. Мир, в котором Москва не только потерпела тотальное поражение, но в котором для нее просто нет места или же ей выделена политико-историческая «обочина». Можно было бы подумать, что радикализм этого подхода вызван военной травмой, но на самом деле попытка формирования хотя бы на виртуальном уровне глобальной политической системы без России не нова. Эта тенденция на постсоветском пространстве уже давно пропагандировалась в Грузии, где пока пытались предложить Кавказ без России, а потом и всю европейскую систему без нее. И хотя все хорошо понимали и сейчас осознают откровенную глупость самой идеи, но за этим стоит стремление радикальной части Западного мира с партнерами лишить страну права на субъективность в международных отношениях.Кавказ без России
Процесс дерусификации постсоветского пространства начался в Грузии после «революции роз» и провала сближения Тбилиси и Москвы зимой/весной 2004 года. Несмотря на то что в рамках первого срока своего президенства Михаил Саакашвили в первую очередь посетил именно Россию, якобы достигнутые на месте договоренности не были не только осуществлены, но и в целом до сих пор идут споры о том, какое же было на самом деле соглашение. Поскольку обе стороны посчитали, что были обмануты, то вместо «перезагрузки» отношений произошла «перегрузка». Грузинское правительство Михаила Саакашвили и его партия «Единое национальное движение» решили, что если нельзя договориться с северным соседом на своих условиях, то можно себе позволить просто игнорировать его. Грузия проводила не просто антироссийскую политику, а политику отмены России, опираясь при этом на администрацию президента США Джорджа Буша-младшего. Россия как субъект международных отношений была упразднена. Она потеряла в умах грузинской политической элиты право защищать свои интересы и продвигать их. Москва должна была просто смириться с тем, что Грузия решила жить в мире без России. Эта идея активно продвигалась внутри страны, когда представители власти, которые до этого говорили о неизбежности сотрудничества с Москвой, теперь открыто заявляли о том, что такое государство не признается цивилизованным миром, ее никто ничего не спрашивает и что учить русский не нужно, поскольку он никому не нужен. Точно с такой же идеологией грузинские революционеры принимали активное участие в так называемой оранжевой революции в Украине и призывали не только Азербайджан и Армению, но и страны Северного Кавказа объединиться под флагом «цивилизованного мира». Августовская война 2008 года вынудила Михаила Саакашвили признать, что страна не только не может отменить Россию, но на тот момент этого желания не было ни у кого: ни у США, ни у ЕС, и даже ни у Украины. Именно поэтому он в одностороннем порядке упразднил визовый режим для граждан РФ и самолично встречал туристов на границе.
Европа без России
Всесторонне активные дебаты о Европе без России начались с 2014 года, когда после евромайдана Москва признала Крым частью своего государства, а в Восточной Украине вспыхнула гражданская война. По традиции представители того, что можно охарактеризовать как радикальное западничество, активно вовлеклись в формирование новой идеи – Европейская система безопасности без России. В этом представлении Европы Москва заменялась Киевом, а Тбилиси был опорной точкой в развитии демократических ценностей на постсоветском пространстве (рядом Ереван, Баку, а через Каспийское море можно добраться и до стран Центральной Азии). Этот постулат был тепло поддержан некоторыми странами Восточной Европы, особенно Польшей. Интересно, что грузинская сторона, осознавая, что идея Кавказа без России провалилась, решила переформулировать постановку вопроса. Теперь она была не частью Южного Кавказа, а страной более важного региона – Черноморского. Идея Грузии как страны Черноморского региона (Black Sea Region) была важна, поскольку связывала Киев и Тбилиси не только с членами НАТО (например, Анкарой), но и со странами ЕС – Болгарией и Румынией. Это то, чего нельзя было на уровне политического диалога и геополитики сделать в рамках концепций Южного Кавказа, который оторван от Европы и граничит в рамках западнической мысли с Турцией, которая и не совсем Европа, и не в самых хороших отношениях с лидером Североатлантического альянса – Вашингтоном. Продвигая идею Черноморского региона, по сути, Киев и Тбилиси предлагали убрать из формулы Россию, создать Европу и ее безопасность без Москвы. В отличие от идеи Кавказа без России, которую тогда не особо поддержали на Западе, в этом случае уже было очевидно, что амбиции США доминировать на границах РФ без ее спроса и учета интересов обязательно привели бы к столкновению. Поэтому попытка отменить страну как неотъемлемую часть европейской безопасности было не такой уж и маргинальной идеей.
Безусловно, участники Всемирного экономического форума в Давосе хорошо понимали, что «украинский мир» не имеет ничего общего с реальностью. Однако сам тот факт, что кто-то может представить на мероприятии такого уровня идею мира без России, указывает на хотя бы частичную оторванность от реальности. Именно эта оторванность и привела к радикальному противостоянию Запада, особенно США и России, нежеланию определенной части западных элит понять, что они могут отменить Москву в своих умах, но не во всемирной политической, геополитической и экономической плоскостях. Мир без России ни на Кавказе, ни в Европе и тем более в мире пока что невозможен. И ничего не указывает на изменение этой расстановки сил. А скоро о себе на всех фронтах заявят Китай и Индия. Интересно, как же тогда Западный мир, активно продвигаемый некоторыми коллегами в Киеве и в Тбилиси, будет жить без, по сути, остального мира?!