Фото Reuters
Когда меня спрашивают, в чем состоит особый дух Вены, я объясняю, что на первый взгляд Вена выглядит как формальная, красивая европейская столица бывшей империи, но на самом деле это город, который уравнивает людей и предлагает одинаково комфортные условия жизни для всех. Это происходит благодаря тому, что власти Вены предпринимают большие усилия для того, чтобы сделать общественную среду города гомогенной. Прекрасный пример – венские кафе. Это не просто гастрономическая традиция, это место, где встречаются и богатые люди, и люди со средним достатком, где профессура и простые рабочие сидят за соседними столами. Различные социальные группы встречаются в одной точке. Другой хороший пример – это общественный транспорт, транспорт для всех, кто хочет быстро и комфортно передвигаться по городу, а не для тех, кто не может позволить себе автомобиль.
Венский совет по туризму – это что-то вроде сейсмографа развития городов и урбанизации в мире. Все движется к тому, что сейчас город начинает играть более важную роль, чем государство. В Европе государства сливаются, и на первое место выходит город как точка притяжения. В связи с этим мы прекрасно понимаем, что конкуренция между различными городами растет. Мы следим за этим процессом, формулируем, в чем мы отстаем, и доносим это до правительства Вены. Кроме того, когда проводится разработка различных инфраструктурных проектов, нас всегда спрашивают, что было бы важно для гостей города. Мы взаимодействуем с аэропортом, чтобы можно было легко добраться до Вены и увеличить количество прямых рейсов в наш город.
Россия для Вены – третий по значимости туристический рынок после Австрии и Германии. В 2013 году Вену посетили 300 тыс. гостей из России. Среди самых популярных городов, которые посещают россияне, мы находимся на третьем месте после Праги и Парижа. В первую очередь гости из России отличаются высокой покупательской способностью – они тратят намного больше, чем гости из Германии, например. Каждый турист из России тратит в Вене в среднем 500 евро. Шопинг как способ времяпрепровождения играет для русских главную роль. Хотя надо отметить, что в последнее время россияне стали проявлять больший интерес к классической европейской культуре – музеям, музыкальным театрам и хотят получать больше гастрономических впечатлений.
Мы стараемся быть реалистами, понимая, что, например, Париж дает гораздо больше возможностей для премиального шопинга, чем Вена, но мы хотим предложить нашим гостям что-то особенное. В Вене очень много локальных дизайнеров, ремесленников и марок, изделия которых можно приобрести только там. Это тоже премиальный сегмент, но что-то особенное, уникальное. Если выражаться спортивными терминами, мы находимся в группе преследователей в том, что касается шопинга.
Когда Венский совет по туризму работает над продвижением образа города в других странах, мы стараемся учитывать особенности этих стран. Например, в честь 120-летия бульварного кольца Рингштрассе мы издали книгу, в которой пригласили писателей из 13 стран написать что-нибудь о Вене. Из России мы попросили Владимира Сорокина, который в 90-е годы жил в столице Австрии и питает к этому городу особые чувства. Таким образом мы пытаемся создать некую культурную связь между локальной средой и Веной.
Конечно, мы замечаем, что туристический поток из России сокращается в последнее время. С января по август 2014 года мы зафиксировали на 10,7% меньшее количество ночевок туристов из России. Но фактически это сокращение даже меньше, чем мы ожидали, – мы готовили себя к уменьшению потока на 20%. Мы отдаем себе отчет в том, что ситуация может ухудшаться в ближайшие несколько лет, ведь самым важным показателем в туризме является покупательская способность людей. И здесь большое значение имеет зависимость российской экономики от сырьевого рынка – падения цен на нефть и, как следствие, ослабления рубля по отношению к евро. Второй ключевой фактор – неуверенность россиян в будущем в целом. Конечно, когда человек не знает, что будет происходить завтра, путешествие ему видится гораздо более сложным и неактуальным.
Если нам хотя бы удастся сохранить количество туристов из России, мы уже будем очень довольны. У нас нет экстренного плана действий – это было бы не совсем разумным. Мы просто будем сохранять свое присутствие на рынке, продолжать нашу нормальную работу в обычном режиме. Мы руководствуемся принципом долгосрочного присутствия, а это значит, что, если возникнет какая-то проблема, мы не убежим сразу. Уйти с российского рынка было бы невозможно, так как он слишком большой.
Тем более что мы понимаем, что отпуск, который человек проводит в городе, а не на море, в горах или на озерах, – это, как правило, второй или третий отпуск в году. Очень часто в ситуации нестабильности люди с не очень уверенным доходом говорят себе: «Я не могу поехать в длительный отпуск в дальние страны, но зато могу себе позволить слетать на длинный уик-энд в Вену». И в этом наше преимущество. Вена – очень красивая столица, которую называют самым западным городом Востока и самым восточным городом Запада. Вена близка россиянину по менталитету и внутреннему укладу. Поэтому это прекрасный и недорогой вариант провести выходные и отвлечься от своих проблем.
Нас часто спрашивают о том, не хотим ли мы открыть магазины в воскресенье, чтобы привлечь российских туристов. Естественно, Совет по туризму был бы рад, если бы в Вене работали торговые точки семь дней в неделю, хотя бы в центре города. Сейчас это предмет большой дискуссии. Но все желания сразу не исполняются. Считается, что Вена – один из самых состоятельных городов Европы и его жители могут себе позволить не работать по выходным. Для венцев полностью отключаться от работы в воскресенье – это традиция, от которой очень сложно отказаться. А для туристов в Вене остается много интересных мест для посещения, открытых в воскресенье.