Фото Reuters
Военная спецоперация в Донбассе принципиально изменила условия развития российской экономики на многие годы. В ближайшее время произойдет усиление санкционного давления, страна столкнется с новыми технологическими ограничениями. Часть традиционных рынков для экспорта скорее всего закроется. А ожидания скромного экономического роста после 24 февраля можно будет считать малореальным сценарием. Остается надеяться, что столь высокая цена за геополитическую безопасность окажется оправданной.
Валютные и финансовые рынки болезненно отреагировали на новость о начале военной операции РФ в Украине. Индексы Московской биржи и РТС падали более чем на 30%. Для поддержания курса рубля Центробанк впервые с 2014 года должен был вмешаться с интервенциями в валютный рынок.
Эксперты полагают, что надежды на рост ВВП в текущем году придется пересматривать. Россию ждет экономический кризис по «позднесоветскому сценарию» с заметным снижением уровня жизни и дефицитом некоторых товаров, прогнозируют некоторые. В российском правительстве заверяют, что у властей есть четкие планы по защите финансового рынка и компаний от санкционных угроз.
Российский рынок акций пережил в четверг настоящий провал: индекс Московской биржи упал почти на 30%, индекс РТС – на 35,5%. При этом торги приостанавливались из-за слишком заметного падения курса рубля и биржевых индексов. Мосбиржа перешла в режим дискретного аукциона на рынке акций. Этот режим вводится в случае падения цен на 15 или 20% и предполагает проведение серий из трех дискретных аукционов длительностью до 10 минут каждый. Центробанк в четверг также запретил короткие продажи на биржевом и внебиржевом рынках.
Курс доллара на торгах приближался к 90 руб., евро – к 100 руб. за евро. «Для стабилизации ситуации на финансовом рынке ЦБ принял решение начать интервенции на валютном рынке, расширить ломбардный список, провести сегодня операции по дополнительному предоставлению ликвидности банковскому сектору. ЦБ будет обеспечивать поддержание финансовой стабильности и непрерывности операционной деятельности финансовых организаций, задействовав все необходимые инструменты», – пообещали в ведомстве Эльвиры Набиуллиной.
Индекс РТС в четверг снижался почти на 40% на новостях о спецоперации. Источник: Investing.com |
На действия военных отреагировал и мировой рынок нефти. Стоимость апрельских фьючерсов на баррель нефти сорта Brent на Лондонской бирже превысила 105 долл. Последний раз столь высокие цены на нефть отмечались только в сентябре 2014 года.
Эксперты Eurasia Group допускают, что США и Европа ответят на действия РФ в ближайшие дни новым пакетом санкций, который может включать отключение России от международной системы расчетов SWIFT. По их мнению, санкции не затронут экспорт нефти из страны, однако другие ограничения вынудят трейдеров более осторожно относиться к российскому сырью.
Накануне США, Евросоюз и Великобритания уже ввели против России санкции за признание ДНР и ЛНР. Под ограничения подпали структуры ВЭБ.РФ и Промсвязьбанк. Также были введены ограничения на покупку суверенного российского госдолга. Была приостановила сертификацию «Северного потока – 2». Кроме того, были введены персональные санкции против ряда российских чиновников и членов их семей. Из ранее введенных санкций сама серьезная мера – это запрет на покупку российских облигаций на вторичном рынке, выпущенных после 1 марта 2022 года.
Те санкции, которые введены накануне спецоперации, были относительно мягкими: они оказывали сдерживающий эффект на экономический рост, кардинально не угрожали интеграции России в мировую экономику и финансовые рынки, считает руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая. С началом спецоперации в Донбассе ситуация стала принципиально иной. «США и ЕС обещают полномасштабные санкции для стратегических секторов российской экономики, блокирующие доступ к технологиям и рынкам, имеющим ключевое значение для России, а также блокирующие санкции против финансового сектора», – говорит она. По мнению эксперта, наиболее опасными будут технологические санкции, которые могут непосредственно отразиться на основной инфраструктуре, промышленном секторе и потребителях.
«Российская экономика уже несколько лет находится в стагнации. Новые санкции – это дополнительный негативный шок для российской экономики, для преодоления которого потребуется время и немалые ресурсы, в том числе финансовые», – считает доцент кафедры экономической теории РЭУ им Плеханова Татьяна Скрыль. Она также считает, что новая порция санкций прежде всего будет влиять на стабильность национальной валюты и доступность инвестиций. «И слабый рубль непременно приводит к инфляции», – напоминает экономист. В новых условиях рассчитывать на экономический рост, а уж тем более ждать развития рынков не приходится, считает Скрыль.
Но от роста нефтяных цен Россия, разумеется, может и выиграть, говорит эксперт. Правда этот выигрыш бысро будет нивелирован ростом добычи сланцевой нефти в США, продолжает она. «Производство сланцевой нефти выгодно при цене на нефть выше 80 долл. Поэтому текущая доля российского экспорта, который может быть санкционно ограничен, может быть заменена сланцевой нефтью из США», – прогнозирует экономист.
Исполнительный директор департамента рынка капиталов «Универ Капитал» Артем Тузов считает, что российскую экономику ждут весьма непростые времена. «Запад может пойти на самые жесткие меры. По сути мы можем увидеть возврат к минимумам 2008 года по индексу РТС. Не исключено резкое повышение ключевой ставки ЦБ РФ. В то же время российские экспортеры, ориентированные на Китай могут с экономической точки зрения не заметить кризиса и санкций и даже получить сверхдоходы», – рассуждает он.
Старший аналитик компании Esperio Антон Быков перечисляет три возможных сценария развития ситуации. «Оптимистичный сценарий подразумевает, что Запад не станет применять полный спектр обещанных «ядерных» санкций. В этом случае накопленные золотовалютные резервы России, низкий внешний долг позволит пройти 2022 год на положительной территории по динамике ВВП в пределах 0,5-0,7%. Инфляция в России поднимется немного выше 9-9,5%, после чего в 2023 году начнет снижаться», – ожидает Быков.
Если же будут применены ранее анонсированные санкции, то падение ВВП в этом году составит 1-2%, курс рубля продолжит падение в диапазон 95 -100 руб за доллар. А официальная инфляция поднимется выше 10% – перечисляет Быков.
«Негативный сценарий, подразумевает не только введение полного спектра санкций, но и циклический спад в мировой экономике в 2022 году. В этом случае на «санкционный» кризис в российской экономике будет накладываться спад во всем мире, который по опыту кризиса 2008 года, приведет к падению ВВП России на 7-10% в 2022 году, снижению курса рубля к 105-110 руб за доллар США, росту инфляции до 14-16% и повышению ключевой ставки до 15-17%», – не исключает аналитик.
Экономист Константин Сонин считает, что прямым следствием санкций будет снижение курса рубля и массовое изъятие валютных вкладов. «Гарантии ЦБ, наверное, достаточны, чтобы предотвратить настоящую банковскую панику. Среднесрочные последствия – цены вырастут сильнее… на 10-15% за год. Долгосрочные – продолжение стагнации. И это еще хороший сценарий, считает экономист. Экономический кризис с катастрофической эскалацией по типу 1990 года в течение нескольких лет стал из невероятного сценария возможным, продолжает Сонин.
Если Западная Европа перестанет покупать российский газ это также приведет к снижению уровня жизни в нашей стране. «Снижение уровня жизни будет заметным и сильным, но не смертельным – в этом случае возможно снижение уровня жизни до «позднесоветского уровня». То есть дефицит основных продуктов, очереди и система распределения, но не голод», – прогнозирует он.
Нужно напомнить, что и до начала спецоперации возможности для роста экономики в РФ были серьезно ограничены. Так, в Международном институте финансов (IIF) считают, что в долгосрочной перспективе экономический рост в РФ будет находиться под существенным давлением. «Сегодня экономика России более изолирована, чем десять лет назад. Это делает ее менее уязвимой для определенных видов санкций, и ее растущий экономический изоляционизм наносит ущерб перспективам роста страны в долгосрочной перспективе», – считают аналитики.
Российские экономисты довольно сдержанно оценивают экономические перспективы и без учета санкций. Так, ученые из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН ожидают, что по итогам 2022 года ВВП РФ вряд ли увеличится более чем на 1,9%.
Российская экономика не выйдет из ловушки стагнации на протяжении следующих семи лет, полагают эксперты из «Центра развития» Высшей школы экономики (ВШЭ). Экономисты представили очередной квартальный опрос профессиональных прогнозистов относительно их видения перспектив российской экономики в до 2028 года в котором опросили 26 экспертов из России и других стран.
«В долгосрочной перспективе российская экономика, согласно усредненной оценке экспертного сообщества, будет расти темпом около 2% в год; именно эта величина по-прежнему рассматривается как наиболее адекватная оценка потенциального роста ВВП России», – сообщают в ВШЭ, подчеркивая, что большинство экспертов не верит в перспективы достижения 3-процентного роста.
комментарии(0)