Вице-премьер Александр Новак обсуждает с министром финансов Антоном Силуановым особый налоговый режим для российских нефтяных компаний. Фото РИА Новости
В течение 2023 года России удалось уменьшить дыру в федеральном бюджете почти в 2,5 раза. Сегодня бюджетный дефицит составляет всего около 0,7% ВВП, что является исключительно хорошим показателем по всем международным нормам. Бюджетные и экспортные доходы РФ постоянно увеличивались, несмотря на то что средние нефтяные цены сейчас даже ниже, чем год назад. Восстановление доходов казны происходило благодаря неработающим западным санкциям, а также повышению налоговой нагрузки для нефтяных компаний. Помог правительству и подъем розничных цен на бензин, который подорожал с начала года на 7,6%. А также увеличение на 9,4% розничных цен на дизельное топливо. Ведь доля налогов в цене топлива в РФ составляет около 60%.
Завершающийся год стал рекордным по числу внезапных налоговых новаций для нефтяного сектора страны. Еще никогда в истории современной России правительство не принимало столько экстренных решений как в отношении налоговых ставок, так и запретов на экспорт нефтепродуктов. Причина импульсивных действий правительства – высокий бюджетный дефицит начала года, который Минфин РФ пытался сократить, увеличивая допустимую скидку на цену экспортной нефти, а также внезапно сокращая демпферные выплаты нефтяникам. Последнее решение запустило в стране настоящий топливный кризис, который пришлось гасить беспрецедентными запретами на экспорт нефтепродуктов, а также уступками нефтяникам по возврату бюджетных выплат по так называемому демпферу.
Но налоговая чехарда 2023 года в топливном комплексе РФ может иметь и долгосрочные последствия. «Частое изменение параметров налогового законодательства, характерное для нефтяной отрасли РФ, может вызвать рост общего уровня неопределенности рынка нефти и соответствующее снижение стимулов для инвестирования в развитие и модернизацию», – отмечает экономист Евгения Миллер из лаборатории системного анализа отраслевых рынков РАНХиГС.
Минфин РФ в начале 2023 года не слишком хорошо подготовился к новым западным санкциям против российского нефтяного экспорта, что вызвало опасное падение доходов казны. Так, в январе–апреле растущий дефицит бюджета РФ достиг 3,4 трлн руб. (Для сравнения: нынешний дефицит бюджета составляет около 1,2 трлн руб., или 0,7% ВВП.) После весеннего разрастания бюджетной дыры Минфин объявил о сокращении выплат по налоговому демпферу, а также приблизил к реальности допустимые экспортные скидки на российскую нефть. Помогла казне и девальвация рубля, а также растущие внутренние цены на топливо (и даже временный запрет на экспорт нефтепродуктов не сильно повлиял на розничные цены бензина и дизтоплива).
Динамика нефтяных доходов российского бюджета (в млрд долл.). Источник: Bloomberg |
Эксперты насчитывают около десятка налоговых новаций, которые напрямую затрагивали отечественный нефтяной бизнес. Среди них – введение надбавки к экспортной пошлине на бензин и дизельное топливо, запрет на вывоз из страны нефтепродуктов, которые были приобретены на внутреннем рынке и за которые из бюджета выплачен топливный демпфер. Другой новацией стало сокращение допустимых скидок на российскую нефть марки Urals относительно марки Brent с апрельских 34 долл. до 20 долл. в сентябре.
С начала 2023 года российское правительство фактически лишилось объективных данных об экспортных нефтяных ценах. Но так и не нашло альтернативы. В проекте бюджета на 2023–2026 годы предложено отложить применение российского индекса нефти на 2025 год, хотя в уже внесенном в Госдуму законопроекте по-прежнему предлагается для расчета налогов использовать наибольшую из величин: цену Urals, цену Brent с дисконтом или российский альтернативный индекс Санкт-Петербургской товарной биржи, отмечает Евгения Миллер. «Данная неопределенность вносит неясность в формирование бюджета на 2024–2026 годы в части поступлений от нефтяной отрасли», – считает экономист.
Но в целом, если режим санкций против российской нефти не будет сильно ужесточаться, российский бюджет может рассчитывать на стабильный приток нефтяных доходов.
«Анализ прогнозов международных агентств показал, что в 2024 году можно ожидать роста цен на нефть, который будет обусловлен продлением добровольных сокращений объемов добычи нефти странами – участницами соглашения ОПЕК+ дополнительно к установленным квотам», – считает Миллер. По ее словам, конфликты на Ближнем Востоке не будут оказывать значительного влияния на волатильность цен и бюджетные поступления от нефтяной отрасли как минимум не снизятся.
Доходы России от продажи нефти непрерывно растут, сообщает Bloomberg. «Москве удалось собрать огромный флот, не подпадающий под антироссийские санкции. Неустанные попытки Запада сдержать экспорт российского черного золота снова оказались тщетны», – признает агентство (перевод по ИноСми). Данные российского Министерства финансов показывают, что денег, поступающих в государственную казну, с каждым месяцем становится все больше. Это касается как долларов, так и рублей, а также валового и чистого дохода, отмечает Bloomberg.
Даже если вычесть существенные субсидии, выделяемые российской нефтеперерабатывающей отрасли, которые в августе и сентябре увеличились до 2–3 млрд долл., то все равно прирост прибыли оказался огромен. «В октябре российские нефтеперерабатывающие заводы не получали никаких субсидий на поставки топлива внутри страны, и это привело к значительному увеличению показателя чистой выручки от нефти за месяц», – напоминает Bloomberg. Ключевым санкционным инструментом против российских нефтяных доходов считался потолок нефтяных цен, запрещающий западным компаниям покупать российскую нефть в том случае, если ее цена превышает 60 долл. за баррель. Однако последний анализ показал, что в прошлом месяце почти все танкеры с российской нефтью нарушили это требование. Нефтяная выручка за октябрь 2023 года была выше, чем за любой из месяцев в 2021 году.
«Официальный представитель Министерства финансов США заявил, что первый этап ограничений максимальной цены на нефть имел целью уменьшить доходы России от продажи нефти. Второй этап будет посвящен увеличению российских затрат на эксплуатацию танкерного флота», – передает Bloomberg.
После совещания вице-премьера Александра Новака с нефтяниками правительство РФ отменило запрет на экспорт бензина. В настоящее время правительство следит за наполнением рынка зимним дизтопливом – в качестве превентивных мер рассматривался возможный запрет экспорта авиакеросина. Пока нефтяные компании пообещали увеличить производство дизтоплива до уровня, который позволяет не вводить запрет на экспорт авиатоплива, сообщают источники.
После начала восстановления нефтяных доходов летом 2023 года глава Минфина Антон Силуанов допускал увеличение госрасходов 2024 года в связи с улучшением макроэкономических показателей и ростом бюджетных доходов.