Риски экспортных перевозок выросли в 2023 году. Фото РИА Новости
Выход РФ в июле 2023 из зерновой сделки, просуществовавшей около года, стал частью общего увеличения рисков и напряжения на основных российских экспортных маршрутах. После подрыва украинскими силами российского экспортного аммиакопровода Тольятти–Одесса в начале июня участие РФ в Черноморский инициативе во многом утратило какой-либо смысл. Ближе к концу стало понятно, что риски нарушения международных перевозок из-за роста напряжения в мире стали общей приметой 2023 года.
В точном соответствии с заявлениями военных России и Украины судоходство в большой части Черного моря стало опасным и для гражданских транспортных судов, которые были объявлены потенциально перевозящими военные грузы и законными целями для возможных атак. После подрыва Крымского моста получил пробоину танкер «Сиг», разрушалась инфраструктура порта Одессы. Балкеры, перевозящие зерно, подрываются на минах, и тральщикам ВМФ РФ приходится проверять Керчь-Еникальский канал и маршруты интенсивного торгового судоходства в Черном море.
В 2023 году выросли потенциальные риски нарушения судоходства и в Балтийское море, которое НАТО пытается представить своим внутренним водоемом. В декабре военные корабли альянса приступили к патрулированию Финского залива под предлогом обеспечения безопасности, а поводом объявили повреждение газопровода Balticconnector, который соединяет Финляндию и Эстонию. Дания может начать блокировать танкеры с российской нефтью, проходящие через ее воды, сообщила газета The Financial Times со ссылкой на планы Евросоюза.
Украинские диверсанты совершили серию атак на грузовые экспортные маршруты России в восточном направлении по трассе Байкало-Амурской магистрали. Противник пытается «дотянуться» до важнейших объектов Восточного полигона «Российских железных дорог», из-за чего необходимо сохранять бдительность, заявил в декабре 2023 года президент России Владимир Путин на съезде железнодорожников.
Новая зона потенциальных рисков возникает и на северных маршрутах страны, по которым транспортируются российские экспортные грузы. США не оставляют попыток ограничить доходы РФ от продажи углеводородов, очередной целью стал проект российской компании «НОВАТЭК» по производству сжиженного природного газа, который с Ямала развозится сегодня по всему миру. Помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт на заседании комитета Сената США по иностранным делам в ноябре заявил, что США намерены задушить проект «Арктик СПГ-2». По словам американского чиновника, дальнейшее закручивание санкционных гаек либо остановит реализацию проекта, либо сделает его нерентабельным и невыгодным. Но прецедент с подрывом газопроводов «Северный поток» в Балтийском море заставляет учитывать возможность не только экономических действий наших противников. Впрочем, нужно признать, что российские экспортные маршруты практически не пострадали на фоне прекращения грузового судоходства в Красном море из-за нового обострения палестино-израильского конфликта.