Мошенники изыскивают подходы ко всем. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
В РФ продолжается бурный рост киберпреступности. И мошенники бьют в болевые точки общества. По данным МВД, за прошлый год жертвами аферистов стали более 110 тыс. пенсионеров. Новая схема обмана – пенсионерам звонят якобы «сотрудники Социального фонда» и заявляют, что обнаружен неучтенный стаж, увеличивающий пенсию. Как показало новое исследование Высшей школы экономики (ВШЭ), без «самовооружения» каждого жителя страны остановить такую преступность почти невозможно, профильные ведомства не успевают за фантазией аферистов.
Пенсионеры крайне уязвимы перед кибермошенниками. Подводя итоги 2023 года, глава МВД Владимир Колокольцев объявил, что жертвами киберпреступлений стали 113 тыс. пенсионеров. Пострадали и 7 тыс. несовершеннолетних.
Правоохранители предупредили о новой схеме обмана пожилых граждан: злоумышленники во время телефонного звонка представляются «сотрудниками Социального фонда». «В процессе разговора аферисты сообщают потенциальной жертве о неучтенном стаже, выявленном в ходе некой проверки, и предлагают оформить официальное заявление на перерасчет пенсии в сторону ее увеличения. В случае согласия… злоумышленники предлагают подать такое заявление в телефонном режиме. Для идентификации просят продиктовать поступивший код из SMS-сообщения. Если продиктовать код, то мошенники получат доступ либо к порталу «Госуслуги», либо к мобильному банку», – сообщил официальный Telegram-канал «Вестник киберполиции России».
Особо подчеркивается, что «сотрудники Социального фонда никогда не будут звонить гражданам с просьбой под каким-либо предлогом продиктовать коды из SMS-сообщения для того, чтобы записаться на прием». «Нет необходимости озвучивать какие-либо числовые коды, поэтому рекомендуется внимательно читать тексты входящих SMS-сообщений, не передавать свои PIN-коды и пароли от личных кабинетов», – предупредили специалисты.
Но мошеннических схем без преувеличения множество. И фантазия у аферистов все изощреннее, хотя при этом заметно, что злоумышленники умело бьют в болевые точки общества, а также отслеживают новостную повестку страны.
Как уже писала «НГ», ранее Центр цифровой экспертизы Роскачества зафиксировал всплеск мошенничества, связанного с выборами президента: россиян уверяли, что они могут получить денежное вознаграждение за участие в липовом тестировании системы электронного голосования. Главным условием было заполнить анкету, которая размещена на поддельном сайте. В анкете требовалось указать как раз все необходимые злоумышленникам персональные данные (см. «НГ» от 12.03.24).
Затем, как выявили эксперты центра мониторинга внешних цифровых угроз группы компаний «Солар», перед Днем Победы вдвое увеличилось число фейковых сайтов, которые предлагали оформить несуществующие выплаты для пожилых людей. На этих сайтах тоже требовалось ввести персональные сведения якобы для получения прав на выплату: ФИО, дату рождения, паспортные данные, номер телефона и привязанные к нему банковские карты, а также SMS-коды с подтверждением.
«Такая схема существует уже несколько лет. Злоумышленники не перестают по шаблонам создавать новые фейковые сайты, приурочивая их к различным информационным поводам, будь то государственные праздники или другие важные события в стране, – пояснил руководитель сервиса мониторинга внешних цифровых угроз Solar AURA Александр Вураско. – Мы просим пользователей быть максимально бдительными и не оставлять личные данные на подозрительных ресурсах или в ходе телефонных разговоров с малознакомыми людьми».
Киберпреступность между тем продолжает бурно расти. По данным, которые ранее привел президент Владимир Путин, число преступлений с использованием информационных технологий увеличилось почти на 30%: «Их совершено порядка 680 тыс., а ущерб превысил 156 млрд руб.».
«Значительная часть этих преступлений совершается за рубежом, и в частности с Украины», – пояснил, выступая затем перед сенаторами, Колокольцев.
«Нужно серьезно совершенствовать механизмы борьбы с правонарушениями в этой сфере, работать на опережение», – призвал ранее Путин. Однако именно с такой работой на опережение, судя по всему, пока есть проблема. Об этом можно судить по оценкам экспертов, прозвучавшим на круглом столе, организованном Центром медиапрактик Института коммуникационного менеджмента ВШЭ совместно с банком «Уралсиб». Круглый стол был посвящен выходу в свет нового исследования «Семь шагов к личной финансовой безопасности» (есть в распоряжении «НГ»).
Первый главный вывод, который можно сделать из выступлений экспертов, сводится к тому, что профильные ведомства пытаются противостоять этому валу киберугроз, но пока часто оказываются медленнее злоумышленников. «Мошенники успевают гораздо быстрее, чем все органы, которые должны на это реагировать. Изменения (мошеннических схем. – «НГ») настолько быстро происходят, что ведомства реагируют с опозданием, причем опозданием на полтора-два года», – привел на мероприятии свои оценки руководитель пресс-службы Национального бюро кредитных историй Игорь Моисеев.
Второй вывод: судя по всему, пока самый эффективный способ борьбы с киберпреступностью – «защити себя и свою семью сам». «Нужно исходить из того, что мы все рано или поздно столкнемся с кибермошенниками. Но у нас есть институт, который мы однозначно можем защитить: это семья, родственники», – пояснил председатель комитета Ассоциации российских банков по повышению уровня финансовой грамотности Максим Семов. И именно «внутрь семьи», по его мнению, и должны быть направлены те меры финансовой самозащиты, которые предлагают применять на практике эксперты ВШЭ.
В частности, одна из рекомендаций специалистов – регулярно проверять свою кредитную историю. Она показывает, когда и в какие банки или микрофинансовые организации человек обращался за кредитами, на какие суммы брал займы. «По закону россияне могут бесплатно получить кредитную историю два раза в год… Что делать, если вы получили кредитную историю и видите, что на ваше имя оформлен кредит? Первым делом нужно как можно скорее обратиться в полицию», – призывают эксперты. Затем нужно связаться с банком и потребовать признать кредит неправомерным. После чего следует оспорить запись о кредите в Бюро кредитных историй. «Но доказывать свою непричастность к тому, что вы взяли заем, часто приходится через суд, поэтому иногда проще принять меры предосторожности», – обратили внимание авторы исследования.
Другая мера – использовать сервис «второй руки»: «Такой сервис нужен не каждому, но пожилым людям он может пригодиться». Идея простая – человек оформляет доверенность на то лицо, которое будет получать уведомления от банка об операциях и иметь право подтверждать или отклонять их. В случае отсутствия реакции в течение 12 часов банк откажет в проведении транзакции.
«В ближайшее время может быть принят закон, который обяжет системно значимые кредитные организации дать возможность клиентам оформлять такие доверенности», – отметили эксперты ВШЭ. В некоторых финансовых организациях такая процедура уже используется. Но эффективность меры будет зависеть от того, насколько продуманно участники рынка подойдут к этому процессу, ведь важно не допустить еще и взлома «второй руки», доверенного лица.
Еще авторы исследования упомянули такие меры, как использование для онлайн-покупок виртуальных карт и ограничение операций в онлайн-банкинге, киберзащита всех устройств (антивирусы, обновление программного обеспечения, скачивание чего бы то ни было только из проверенных источников), снятие наличных только в проверенных банкоматах – отделение банка лучше одиночного банкомата в темном углу. Наконец эксперты призвали не хранить все средства в одном месте («в одной корзине») и повышать свою финансовую культуру.