Фото Софьи Сандурской / Агентство «Москва»
В Большом прошла неофициальная инаугурация генерального директора. Случилось то, чего так долго ждали: Валерий Гергиев дирижировал оркестром театра. Событие было отмечено пятикратно, Валерий Абисалович не терпит полумер. Пять вечеров подряд на Исторической сцене шла «Хованщина» Мусоргского. Отметим, что спектакль заканчивается в полночь, и если солисты меняются, то дирижер – нет, это колоссальная нагрузка.
Валерий Абисалович держит слово. 1 декабря, когда его представили труппе, он сказал, что первым делом поставит в Большом «Хованщину», и свое обещание выполнил уже в марте. Правда, новой постановкой это все же можно назвать условно: Мариинский театр привез свой спектакль (в середине прошлого века его поставили звезды Большого – режиссер Леонид Баратов и художник Федор Федоровский), своих солистов, но спектакль шел с хором и оркестром Большого.
Одновременно с этим в Мариинский отправился другой спектакль Баранова и Федоровского, «Борис Годунов» Мусоргского, жемчужина, бережно сохраняемая Большим театром около 80 лет. В роли Бориса выступил Ильдар Абдразаков (всемирно известный бас – солист Мариинки), солисты Большого, а оркестр и хор – Мариинского театра.
Гергиев уже объявил о совместной поездке театров в Тихвин, на родину Римского-Корсакова, одного из главных (как и Мусоргский) русских композиторов. 180-летию Римского-Корсакова были посвящены и первые обменные гастроли театров, когда Большой повез в Петербург «Царскую невесту», а Мариинский в Москву три оперы – «Псковитянку», «Ночь перед Рождеством» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Таким образом, намечается вектор, по которому Гергиев предлагает двигаться Большому. Вспомним, что как таковой программы у дирижера на момент прихода в этот театр не было. Недавно маэстро выступил с пространной речью, где в основном отмечал репертуарные лакуны Большого – иногда справедливо, а иногда не совсем. Например, «Пиковая дама» на самом деле довольно часто шла в Большом. Да и «Евгений Онегин» лишь потому отсутствовал в афише, что готовилась его новая (за последние 10 лет уже третья) постановка. То же касается и гастролей российских театров в Большом: маэстро, возможно, не знает о фестивале «Видеть музыку», в рамках которого в Москву регулярно привозят спектакли музыкальных театров России. Показывают их в том числе на всех сценах Большого.
Вероятно, Валерий Гергиев мыслит развитие двух театров в плане взаимной интеграции их творческих коллективов, репертуара. В той же речи он обещал, что последние премьеры Мариинки («Пуритане», «Гугеноты») в этом сезоне могут привезти в Москву. Более того – поговаривают, что уже для Пасхального фестиваля объединят музыкантов обоих театров.
Когда обсуждалось возрождение Дирекции императорских театров, эксперты говорили, что юридически организовать такой процесс будет весьма непросто. Но как показали первые два месяца работы, Валерию Гергиеву это и не нужно. Он выстраивает творческие процессы так, что уже началась творческая диффузия – и она будет продолжаться. Некоторые этого и опасались, полагая, что в результате индивидуальность Большого постепенно будет блекнуть. Конечно, в бытность императорских театров все так и было: один спектакль после премьеры в Петербурге мог поехать в Москву. Но дает ли возвращение назад движение вперед? За прошедшие 100 лет у каждого из театров сложилась своя биография – одинаково блистательная, но все же самостоятельная. Отказ от этих традиций в пользу объединения репертуара и труппы может оказаться в каком-то смысле стиранием истории Большого.
Но все же стоит дождаться лета, когда Гергиев объявит планы на следующий сезон.