На фото танкер у нефтяного терминала в порту Находки. Фото Reuters
Недавнее сообщение Комиссии ЕС о намерении поэтапного сокращения потребления российского сжиженного природного газа (СПГ) в очередной раз напомнило о необходимости разработки концепции Северного морского пути (СМП). Именно по нему российские углеводороды – а это нефть, газ и уголь – поступают как в страны Европы, так и на рынки Азии и даже Африки и Южной Америки. Пока же основные потоки именно сжиженного газа, добытого именно на арктических месторождениях, направляются в Европу, где основными потребителями его стали Франция и Бельгия, играющие роль своего рода хабов, и Испания как основной потребитель.
Сама концепция СМП первоначально разрабатывалась под поставки добываемых в Арктике нефти и газа в Роттердам как европейский перевалочный пункт и сырьевую биржу. Начало спецоперации в Украине поставило ввиду усиления санкционного режима эту концепцию под вопрос. Да, объемы поставок углеводородного сырья сейчас не так уж велики. Они составляют 2% от всего нефтяного экспорта России и 4% всего экспорта газа. В таких условиях идея создания перевалочных хабов в Мурманске и на Камчатке не выглядит рентабельной.
Ожидать же значительного увеличения добычи не приходится. Начиная с 2016 года в регионе действует мораторий Минприроды РФ на разведку месторождений и выдачу новых лицензий на добычу. Вместе с тем по Северному морскому пути планируется постоянное увеличение грузопотока. 1 августа 2022 года правительством РФ был принят план развития СМП до 2035 года. Согласно плану, объем перевозок в текущем году должен составить 80 млн т, в 2030 году – 150 млн т, а в 2035-м – 220 млн т. При этом объем перевозки в 2023 году составил 36,284 млн т, увеличившись за год только на 250 тыс. т.
Вопрос: откуда взять грузы для достижения поставленных правительством целей? Идея замены Северным путем Суэцкого канала в связи с обострением обстановки на Ближнем Востоке пока не срабатывает по чисто экономическим причинам. Статус СМП отличается от статуса Суэцкого канала, и предоставляемые российской стороной услуги могут состоять прежде всего в ледоколах и судах-перевозчиках ледового класса. Но пока Россия строит очень ограниченное количество таких судов. Без создания собственной судостроительной базы обеспечение международного транзита вряд ли вообще возможно.
Скорее всего именно для выполнения запланированных показателей транзита по СМП Госдумой недавно был принят детализированный закон о северном завозе. Но этот закон уже выглядит устаревшим, поскольку не учитывает новейшие возможности и разработки современной науки и техники. Значительная доля северного завоза приходится на топливо. Вместе с тем уже сейчас в отдаленных регионах Севера могут быть смонтированы как малогабаритные АЭС, так и тепловые станции, работающие на сжиженном природном газе. Доставку СПГ, да и других грузов, уже можно реализовывать силами беспилотной авиации, в том числе беспилотными дирижаблями. Они могут перевозить десятки тонн грузов. Использование таких средств доставки делает северный завоз по морскому пути неэкономичным.
Таким образом, достижение запланированных показателей грузопотока уже на текущий год может быть поставлено под вопрос. Видимо, в сложившихся условиях жесткого противостояния с Западом проблема развития СМП должна решаться комплексно с созданием утерянных в свое время возможностей судостроительной промышленности и пересмотра подхода к освоению региона Арктики, в котором на российской территории уже проживают около 20 млн человек. Речь должна идти о создании для них новых производств, условий для работы и жизни, причем с учетом нарастающего стратегического противостояния в этом регионе.