Фото Reuters
Пресс-секретарю президента РФ Дмитрию Пескову пришлось в конце прошлой недели вновь высказываться по поводу участия или неучастия российских спортсменов в Олимпийских играх в Париже – в нейтральном статусе, без флага и гимна. По словам Пескова, глава государства уже неоднократно говорил, что спортсмены и федерации должны принимать решение самостоятельно. «Те, кто готов участвовать, должны это делать», – сказал он и напомнил, что Международный олимпийский комитет (МОК) обещал не заставлять россиян подписывать никакие бумаги с осуждением спецоперации.
Отдельно Песков высказался по поводу теннисистов, которые высоко котируются в мире и готовы сыграть в Париже. По словам пресс-секретаря президента, «для нас они все равно являются российскими теннисистами, которыми мы гордимся». «Многие наши спортсмены, – добавил он, – играют за рубежом, в разных странах мира, в том числе и недружественных. Для нас они все равно остаются российскими спортсменами».
Отнести это, конечно, можно не только к миру тенниса, но и, например, к футболу и уж точно к хоккею, ведь клубы Национальной хоккейной лиги не разрывали контракты с россиянами, а Александр Овечкин продолжает гнаться за рекордом Уэйна Гретцки по заброшенным шайбам. Впрочем, их тема Олимпиады в Париже не касается, а теннисистов – напрямую. Именно про них на днях говорил глава Олимпийского комитета России (ОКР) Станислав Поздняков. Теннисисты, по его словам, «большую часть времени живут за рубежом, там же зарабатывают, утверждают при этом, что «играют за себя», осуждают политику своей страны и СВО». Их, по Позднякову, правильнее было бы называть «командой иноагентов». Их участие в Играх он называет «индивидуальным олимпийским предпринимательством».
В своем Telegram-канале руководитель ОКР писал, что его организация – «на стороне тех наших соотечественников из числа спортсменов, кто сознательно выбирает иную сторону «баррикад» и разделительных линий, упорно воздвигаемых Лозанной с февраля 2022 года». Под Лозанной подразумевается МОК. Стоит напомнить, что ОКР решением международной организации отстранен от участия в Играх. Многие другие спортсмены из России также не смогут поехать Париж – из-за прямого бана или технической невозможности участвовать в квалификации (визы, логистика, отсутствие любых гарантий).
Из Кремля говорят: кто может участвовать, должен ехать. Но те федерации и прочие структуры, которых прокатили мимо Парижа, теперь, по сути, давят на остальных, в том числе и на спортсменов с мировым именем. «Команда иноагентов» – типичный случай наклеивания ярлыков. Международные тренерские ассоциации после февраля 2022 года принципиально сохранили россиян и белорусов в соревнованиях и даже давили на организаторов тех турниров, которые не желали их допускать. Никто не заставлял их высказываться насчет СВО и вообще политики, подписывать какие-либо бумаги. Они наряду с хоккеистами и велогонщиками продолжают представлять российский спорт в разделенном, конфликтном мире.
Дискуссия вокруг поездки россиян в Париж выходит за рамки спорта. И пресс-секретарь президента отдельно высказывается по поводу теннисистов, потому что раньше прозвучали слова Позднякова – и Пескова попросили отреагировать. Можно сказать, что власть пунктиром проводит линию компромисса. После выборов это кажется необходимым: невозможно управлять только теми, кто за тебя голосовал, полностью игнорируя остальных. И разница между иноагентом и просто гражданином, быть может, имеющим свое мнение, – в публичности и настойчивости деклараций, в подписанных бумагах. Известный спортсмен может быть против чего угодно. Но, пока он молчит, государство это не интересует.