Простое устранение понятия «услуга» в отношении учителей – условие обязательное, но недостаточное. Нужно поменять само содержание школы. Фото РИА Новости
Группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму законопроект об исключении термина «образовательная услуга» из Федерального закона «Об образовании в РФ». Документ разработан во исполнение поручения президента России от 24 сентября 2021 года.
Пример из жизни. Знакомая преподаватель, много лет читающая лекции на факультете журналистики в одном из университетов Москвы и еще в паре-тройке вузов, в том числе и платных. Но к выводу о «ничтожности» (по ее словам) своей профессии пришла относительно недавно. Случай, который она мне описала, произошел с ней пару лет назад.
«Только начались занятия, – рассказала преподаватель, – как девушка, сидящая на первой парте, вынула из сумки бургер и начала потихоньку есть. Я прекратила говорить и попросила ее убрать припасы. Она искренне удивилась: почему? Она же работает, сообщила она, не успела поесть, а теперь как раз подошло время обеда. Я предложила ей пойти в коридор и там завершить трапезу. «Нет, – сказала девушка, – я плачу за свою учебу, и мне крайне интересно узнать, что вы скажете!» Я напомнила ей, что такое поведение – проявление неуважения ко мне и однокурсникам. Она обратилась к аудитории с вопросом, раздражает ли кого-то момент поглощения ею еды. Студенты отреагировали по-разному: кто-то посоветовал убрать, кто-то поддержал девушку: «Да пусть ест! У нас демократия!» Мне пришлось прекратить занятия и подождать ее. Она спокойно доела свой бургер. Все это время я размышляю, что это было. Такая ситуация была невозможна еще несколько лет назад. Сейчас она стала возможна».
Преподаватель искренне убеждена, что с нынешним поколением молодых людей явно что-то не так. И виновата в этом ситуация, когда преподавателя уравняли с обслуживающим персоналом. Теперь понятие «образовательная услуга», нервировавшее учителей, особенно в последние годы, уберут из законодательства. Думский комитет по науке и высшему образованию поддержал идею, которую, по их словам, не раз поднимали сами учителя. Глава комитета Сергей Кабышев считает, что законопроект, который уберет обидный для учителей термин, поможет повысить престиж профессии педагога и построить гармоничные отношения между всеми участниками образовательного процесса.
Образование неразрывно связано с воспитанием, учитель не оказывает «образовательную услугу», а занимается воспитанием гражданина, патриота своей страны, считает глава комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Сенатор подчеркивает, что поправка – «не техническое изменение в законодательстве, а важная с моральной и содержательной точки зрения мера, которая подчеркивает возвращение воспитания в школу». На учителя, по ее словам, нужно смотреть как на воспитателя, «который закладывает основной вектор, фундамент» патриотического отношения к родине.
Помимо этого, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, «государство не вправе отказать в предоставлении общего образования, что уже само по себе не позволяет рассматривать эту сферу как услугу». Вместо исключенного термина «государственная и муниципальная услуга в сфере образования», регулирующего также и вопросы финансирования образования, вводятся такие понятия, как «объем финансового обеспечения реализации образовательной программы» и «объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания». В отношении платных образовательных услуг прежний термин предлагается сохранить.
Вместе с тем возвращение от «услуги» к «служению» означает гораздо большее, чем еще некоторое время назад можно было подумать. В последние месяцы много говорят о том, что в школах должна появиться идеология. Самосознание юного народа должно расти, и школам уже выделены деньги на закупку государственной символики. С 1 сентября школьный каждый понедельник будет начинаться с поднятия государственного флага и исполнения гимна.
А в рамках внеурочной деятельности скоро начнутся уроки «Разговоры о важном». Учителя будут разговаривать с учениками об основных происходящих событиях в мире, обсуждать и делиться мнениями. Молодым людям нужно будет объяснять, что такое фашизм в современном мире, как мировой фашизм создает человеконенавистнический национализм и прочие важные вещи. То есть все то, что никак не смогут сделать учителя, ощущающие себя «обслуживающим персоналом».
И все вроде бы так. Только кажется, что устранение термина «услуга» в отношении преподавания по большому счету ничего не изменит в рядах тех учителей, кто пришел в школу, что называется, не по призванию. Да, можно изменить название, но как изменить отношение к предмету обсуждения. Сменить вывеску мало – надо изменить содержание.
В случае определения статуса учителя как государственного педагогического служащего как минимум нужно будет установить новые и жесткие требования к отбору кандидатов, решить вопрос достойной оплаты государственных педагогических служащих и дать им соответствующие льготы. А самое главное, человек, ощущающий себя «обслугой», не должен учить и воспитывать детей ни в коем случае. Даже если в его договоре написано, что он оказывает «образовательную услугу».