Благодаря "умным" счетчикам расходы на электричество можно сократить в два раза.
Фото предоставлено пресс-службой Enel
Как считает Марк Скотт из журнала Business Week, этот год может дать старт глобальному распространению интеллектуальных счетчиков электроэнергии. Новая технология позволит энергетическим компаниям и потребителям детально отслеживать динамику потребления электричества. Например, правительство США ассигновало 4,5 млрд. долл. из бюджета на программу распространения интеллектуальных счетчиков электроэнергии на территории США. А европейские политики усиленно продвигают программу установки новых счетчиков с целью охватить новой технологией 80% частного жилья и коммерческих объектов к 2020 году. Даже развивающиеся страны, такие как Индия и Китай, намерены устанавливать интеллектуальные счетчики в новых зданиях.
Когда цена вопроса достигает нескольких миллиардов долларов, малейший просчет может стоить слишком дорого, и законотворцы это прекрасно осознают. Поэтому многие обращают взоры на Италию, которая достигла мирового лидерства менее за чем 10 лет. Инновационные счетчики установлены в 85% домов Италии – это больше, чем на всей территории США, и самый высокий показатель в мировом масштабе.
Выигрыш потребителей
В 2001 году итальянцы начали замену обычных электросчетчиков на их интеллектуальные аналоги. За пять лет в рамках данной программы новыми счетчиками предполагалось оснастить 40 млн. домов, квартир и предприятий. К этому Enel вынудила интенсивная либерализация итальянского рынка электроэнергии. Цель акции замены, по словам Ливио Галло, директора департамента инфраструктуры и сетей компании Enel, который отвечал за реализацию программы, состояла в повышении эффективности, увеличении прибыли компании, помощи потребителям снизить счета за электричество и положить конец неконтролируемому воровству электроэнергии. С этой проблемой российские поставщики электроэнергии, как известно, сталкиваются все чаще. А итальянцам удалось выявить 2,5 млн. злостных неплательщиков и привлечь к ответственности с помощью системы дистанционного управления. Компания установила интеллектуальные электросчетчики собственной разработки, которые автоматически передают данные о потребляемой электроэнергии в центральный офис компании, одновременно отображая уровень тарифа, применяемого в то или иное время суток. Более 30 тыс. клиентов Enel пользуются счетчиками, за работой которых наблюдает система управления энергопотреблением (AMM). Благодаря ей настройку, регулировку и управление счетчиками можно осуществлять как на местах, так и дистанционно.
Проект по установке новых систем был завершен в 2006 году и обошелся компании в 2–3 млрд. долл., которые окупились за четыре года. В настоящее время итальянская компания может собирать показания электросчетчиков и управлять энергосистемой удаленно, вместо того чтобы тратить немалые деньги на выезд технических специалистов.
Внедрение интеллектуальных электросчетчиков предоставило потребителям больший контроль над счетами. По утверждениям аналитиков, особо педантичным клиентам Enel, которые скорректировали свои привычки энергопотребления в зависимости от тарифов, удалось снизить счета за электричество почти в два раза.
Счетчики захватывают мир
По данным исследовательской компании ABI Research, с 2008 по 2014 год количество интеллектуальных электросчетчиков, установленных по всему миру, возрастет более чем в три раза, достигнув 180 млн. единиц. Принимая во внимание планы по обязательной установке счетчиков до 2020 года и то, что население стран Евросоюза составляет 500 млн. человек, доля европейских стран в общем показателе составит 64%, или 115 млн. интеллектуальных электросчетчиков. Второе место занимает Северная Америка с 45 млн. счетчиков; Азиатско-Тихоокеанский регион и Латинская Америка – третье и четвертое места соответственно. Лидирующие позиции в производстве интеллектуальных электросчетчиков на сегодняшний день занимают американские Generasl Electric, Itron и Sensus Metering System, люксембургская Elster и швейцарская Landis+Gyr.
По словам того же Ливио Галло, программы замены электросчетчиков надо реализовывать интенсивно, отказавшись от их постепенной реализации. Преимущество интенсивного подхода заключается в том, что за три или четыре года компаниям удается обеспечить быструю окупаемость. Естественно, такая политика потребует существенных начальных вложений, но благодаря ей энергетические компании в кратчайшие сроки получают доступ к показателям потребления электроэнергии, больший контроль над сетью и возможность дополнительно снизить издержки. В 2006 году около 2 млн. клиентов перешли на систему гибкой тарификации, позволяющей сократить расходы на электроэнергию. В результате потребители, чьи счета формировались на основе новой тарифной системы, пересмотрели свои привычки электропотребления и перенесли 1% дел с пиковых часов на более спокойное и дешевое время. Аналогичное количество электроэнергии можно было бы сэкономить, закрыв электростанцию мощностью 3000 МВт.
Система также позволила сократить объем перебоев в работе сети и связанных с ними издержек. С 2001 до 2007 года средний показатель сетевых перебоев снизился с 128 до 49 минут, а сопутствующие затраты сократились с 80 евро на человека до 50 евро на человека. Общий годовой объем сэкономленных средств составил 930 млн. евро по сравнению с 2001 годом.