Россия на пороге судьбоносных изменений в вопросах государственно-конфессиональных отношений. Существующее сегодня положение вещей не может устраивать ни государство, ни Православную Церковь, ни иные религиозные сообщества. Советская схема неприемлема в свободном обществе, дореволюционная - не отвечает современным политическим реалиям. Сказать, что выход из создавшейся ситуации в конкордате - пути, по которому пошли многие современные демократические государства, - это избежать ответов на куда более принципиальные, существенные вопросы. Сами по себе договорные отношения, прописывающие права и обязанности сторон, хороши лишь в том случае, когда общество четко понимает роль государственного и церковного институтов.
Зададимся вопросом, как Церковь и государство могут одновременно оставаться верными историческому наследству, традиции и отвечать на вызовы современности, т.е. быть готовыми к освоению новых, современных видов деятельности?
В отношении какого будущего эти два института с тысячелетней историей, собственной и совместной, должны слагать усилия, т.е. сотрудничать? Ведь договор предполагает сотрудничество.
Я уверен, что именно молодежи, в том числе воцерковленной, предстоит дать ответы на эти непростые вопросы. Ибо именно молодежи жить в том будущем, которое сегодня нами обсуждается, а ими планируется и осваивается. Молодежь не делится на государственную и церковную. Это наш общий "ресурс", общая надежда и общая забота. Именно в отношении молодежи государство и Церковь могут и должны в первую очередь договариваться. Таким образом, предмет договора (не в юридическом языке, а содержательном) - наша молодежь. Это как никогда важно в силу вызовов современности. Позвольте перечислить некоторые из них.
Во-первых, следует определиться с феноменом глобализации, создавшей мир без границ, мир, в котором формализуется цивилизация, а многообразные проявления человеческого гения сводятся к некоему единому знаменателю. Не будем впадать в панику, но задумаемся о том, что удержит и сохранит пространство России? Для нас этот вопрос должен быть ключевым. Какие признаки групповой идентичности позволят нам как народу сохраниться? Отвечая на этот вопрос, нам никак не обойти тему наших нравственных и культурных оснований. И вот здесь Церковь становится прямой участницей обсуждения.
Во-вторых, все большее значение приобретает стоимость человеческих качеств. В постиндустриальном укладе вопрос о человеческом капитале принципиален. И это не только профессиональные качества того или иного специалиста, это еще и качества коллективов, команд, профессиональных сетей, всего того, что модно сегодня называть антропоструктурами.
Церковь наряду со школой и семьей - стержневой институт именно в воспитании подрастающего поколения, а значит в выращивании и приумножении этого капитала. Нравственность лежит в основе формирования атмосферы доверия, без которой не может развиваться деловая активность. Доверия не только к партнеру по бизнесу, но и к государству, его институтам, а значит и к системе налогообложения, и к системе кредита. Без доверия нет кооперации, нет займа - ключевых понятий экономической, хозяйственной активности.
Новая деловая этика - вот в чем нуждается современное государство и российское общество. Можно сказать куда жестче: сегодня государство готово сформулировать заказ на деловую этику.
Кто ответит, какие нравственные принципы будут лежать завтра в основе деловой активности в России? Это вопрос стратегический. Если согласиться с тем, что современный западный капитализм берет свои начала из протестантской этики, китайцы деловую активность строят на основе конфуцианства, а исламский мир пытается опереться на нормы шариата, то можно предположить, что завтрашняя Россия не окажется исключением и будет искать опору в собственных исторических устоях. Конкуренция этик - еще один вызов современности, требующий ответа одновременно у государства и Церкви.
Теперь о деловой активности молодежи. Очень хорошо, что Православная Церковь есть утешение слабых, престарелых, нуждающихся в попечении и добром отношении. Но было бы еще лучше, если бы и православные молодые люди демонстрировали образцы успешности в современном мире. Успешность "молодых - грамотных - энергичных" и при этом православных людей станет свидетельством силы деловой этики. Ведь деловая этика - это не кабинетный труд, она выращивается в практиках, и она либо "работает", либо остается в пространстве рассуждений.
Где нужна наша активность? Там, где молодежь собирается проводить большую часть своего времени. Принимая все это как личный вызов, мы в Приволжском федеральном округе совместно с Синодальным отделом РПЦ по делам молодежи поддержали инициированный фондом свт. Феофана Затворника проект под названием НЕВОД. Проект ставит перед собой задачу "христианизации рунета" - русскоязычной части Интернета. Интернет рассматривается инициаторами проекта как пространство и средство православной миссии, что вполне согласуется с современными задачами России, стремящейся обрести свое место в мире.
Мы считаем, что необходимо бороться за интеллектуальное насыщение и нравственные основания в этой передовой сфере человеческой деятельности. Посудите сами, сегодня Интернетом пользуется в основном молодежь, а это значит, что скоро появится целое поколение энергичных и образованных людей, воспитанных в виртуальном пространстве, в среде технологического субъязыка. Это принципиально новый язык нового поколения и новой эпохи, которая предъявляет всем нам ультиматум: хватит в XXI веке говорить на языке XIX века! Одновременно возникает опасность превратиться в потерянное поколение, утратившее традицию. Такое положение вещей полностью бы оторвало молодежь от тех оснований, которые были опорой исторической России. Поддержанный нами и Церковью проект и есть пусть небольшой, но принципиальный пример реального сотрудничества государства, Церкви и живых общественных сил.
Мы полагаем, что русской культуре и православной традиции есть, что предложить новому веку.
Данная статья представляет собой тезисы выступления Сергея Кириенко на Съезде православной молодежи, проходившем 13-15 мая с.г. в г. Москве.