Муфтий Ахмад Абдулаев предостерегает от того, чтобы Дагестан превращали в «Сирию и Палестину, вместе взятые». Фото с сайта www.muftiyatrd.ru
Дагестанский муфтий Ахмад Абдулаев выступил с обращением к публике, которое вряд ли будет понятно людям, живущим вне религиозного и политического контекста республики. Это заявление обратило на себя внимание потому, что появилось на исходе священного для мусульман месяца Рамадан, но не было посвящено умиротворяющим темам обязательного для правоверных поста. Наоборот, в словах Абдулаева звучат отсылки к конфронтационным моментам в жизни Дагестана. Только углубленное изучение регионального информационного поля может дать ответ на вопрос о том, что стало причиной выступления муфтия.
«Дагестан всегда был в особом положении, к нашей родине проявляли особый интерес, но сейчас он значительно усилился, – сказал Абдулаев. – Получается, наш регион видят как слабое звено, которое легко расшатать. Мы никогда не были и не будем слабым звеном». Религиозный деятель утверждает, что некие силы предпринимают попытки раскачать ситуацию в республике, и начали они с критики Муфтията Дагестана, который проводит официальную политику в области ислама и пытается сохранить равновесие в этой сфере. «Все попытки дискредитировать Муфтият предпринимаются из-за понимания, что Муфтият – сильный орган, который консолидирует мусульман Дагестана», – говорит Абдулаев.
В информационном пространстве Дагестана существуют блогерские сообщества, которые отрабатывают темы, специфические для этого региона. Далеко не все авторы и ведущие видеоканалов проживают на территории республики и даже России, но концентрируются на дагестанской проблематике, тесно связанной с вопросами мусульманского благочестия. Однако эта богословская публицистика балансирует на грани политической борьбы и подпитывается соперничеством различных групп заинтересованных игроков.
Муфтия и вместе с ним гражданскую администрацию Республики Дагестан подвергают критике не только религиозные публицисты, но и адвокаты, защищающие участников нападения на махачкалинский аэропорт 29 октября 2023 года, и даже один политик, действующий в Москве. Этот политик якобы записал аудиосообщение, в котором сомневается в религиозном авторитете Абдулаева. Правда, чуть позже появились утверждения, что запись не более чем дипфейк, созданный искусственным интеллектом на основе голоса реального человека.
Люди за пределами республики могут даже не понимать, о чем идет речь в бесконечных стримах. Существует как бы несколько «эшелонов» блогерских сообществ. Некоторые из авторов сосредоточены на разборе богословских вопросов, но часто из отвлеченных рассуждений делается вывод о несостоятельности официальной духовной власти в республике. За этими толкователями ислама следует «эшелон» комментаторов, которые толкуют сказанное «богословами» в политическом ключе и ведут прямую дискуссию с представителями Муфтията.
Более того, некоторые блогеры скатываются до личных оскорблений. Прежде всего подобным атакам подвергается супруга и одновременно советник дагестанского муфтия Айна Гамзатова. Именно она, будучи профессиональным журналистом, в публичном поле активно отстаивает точку зрения Муфтията, вступает в полемику с критиками духовного управления. После серии подобных пикировок и появилось обращение самого Ахмада Абдулаева.
Муфтия критикуют по нескольким направлениям. Одни упрекают его в небрежении традициями того течения мусульманской религии, которое он представляет, – суфизма. Другие – в нежелании силой искоренить в республике общины салафитов, последователей «чистого ислама». Третьи недовольны умеренной позицией Муфтията в вопросе поддержки далекого сектора Газа. Когда толпа разгромила аэропорт в Махачкале из-за прибытия самолета из Израиля, духовное управление призывало народ к сдержанности. Тогда же были уволены двое сотрудников религиозной организации, которые на волне эмоций и без разрешения руководства назвали происходящее в секторе Газа «джихадом».
«Я сегодня акцентирую внимание на самом важном аспекте, через который они хотели раскачать ситуацию, – якобы Муфтият разделяет мусульман и не уделяет внимания разным течениям. Я давно работаю в этой сфере, поэтому уверенно заявляю, что столько, сколько Муфтият сделал для единения мусульман, никто не сделал. И это еще раз подтвердило для меня верность нашего решения – решения руководства Муфтията. Мы не позволили ни одному мюриду (мюрид – ученик шейха, духовного лидера суфиев. – «НГР») даже близко подойти к мечети на Котрова и другим подобным мечетям. Потому что знали, что это Кавказ, здесь у всех горячая кровь и моментально начнется большая братоубийственная война. Хотя у многих чесались руки, особенно когда слышали издевательства и насмешки в адрес дорогих нам людей, особенно тех, кого уже нет в живых. Тем более что многие помнят, как это делалось в те годы: убивали кого-то из имамов, и тут же выходило заявление, что это сделали ваххабиты».
Муфтий упоминает общину салафитов, или, как их еще иногда называют, ваххабитов, при мечети на бывшей улице Котрова в Махачкале. В 2015 году мечеть была закрыта. В те годы произошла серия убийств популярных в народе деятелей суфийского ислама, и многие обвиняли в преступлениях салафитов, которые встали на путь вооруженной борьбы с властями на Северном Кавказе.
Однако сейчас в обращении муфтий намекнул, что у злодеяний могли быть иные мотивы, и скоро о них станет известно. «Поэтому если бы руководство Муфтията не удержало тогда народ, здесь давно была бы и Чечня, и Сирия, и Палестина, вместе взятые», – сказал Абдулаев. «По поводу Палестины добавлю: сказать слово «джихад» было очень легко и удобно, но нести ответственность за это слово, когда ты должен отвечать за судьбы молодежи и мусульман региона – невозможно. Если это не так, то покажите мне сейчас героя, который находится здесь, в Дагестане, и скажет: «Я молодец, я отвечу за сотни ребят, которые часть жизни проведут за решеткой из-за одной вылазки в аэропорт», – парировал муфтий обвинения в том, что он якобы недостаточно поддерживает единоверцев на Ближнем Востоке.
Несмотря на отдаленность этой темы от актуальной общероссийской повестки, события в Ближневосточном регионе имеют важное значение для Дагестана, что объясняется высокой степенью религиозной индоктринации местного населения. Постоянное поддержание степени накала в исламской теме – кажется, главная задача блогеров, избравших своей мишенью официальное духовное учреждение республики. Такие активисты отчуждают дагестанцев от общероссийской идентичности и навязывают им заграничные приоритеты.