0
13231
Газета Факты и комментарии Печатная версия

14.05.2024 16:40:00

Кто строит школьный «халифат» в Германии

Растет число приверженцев исламизма среди немецких подростков

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, профессор.

Тэги: германия, ислам, мусульмане, школы, подростки, вера, общество, политика, мигранты, экстремизм, ангела меркель, коран, интеграция


германия, ислам, мусульмане, школы, подростки, вера, общество, политика, мигранты, экстремизм, ангела меркель, коран, интеграция Участники митинга в Гамбурге потребовали установить на немецкой земле исламскую теократию. Фото Dpa/Picture-Alliance/ТАСС

Пищу для размышлений по поводу поведения современной генерации школьников и молодежи мусульманского вероисповедания в ФРГ дают публикации российских информационных агентств. Вот что сообщил корреспондент РИА Новости из Берлина: «Все больше и больше родителей в Германии обращаются в консультационные центры, потому что их дети-христиане хотят принять ислам, чтобы не стать аутсайдерами в школе, пишет немецкая газета Bild со ссылкой на сотрудника службы госбезопасности страны». Неназванный источник в интервью изданию сообщил о случаях проявления жестокости мусульманских детей в немецких школах.

Есть еще такая настораживающая новость: «Треть опрошенных немецких подростков из числа мусульман «понимают насилие в отношении людей, оскорбляющих Аллаха или пророка Мухаммеда», о чем свидетельствуют результаты исследования криминологического института Нижней Саксонии (KFN). Один из пунктов исследования посвящен исламизму. 67,8% участвовавших в опросе школьников подчеркнули фразу: «Правила Корана для меня важнее, чем законы Германии». Почти половина респондентов из числа мусульман (45,8%) считают, что исламская теократия является лучшей формой правления. 35,3% отметили, что «понимают насилие в отношении людей, оскорбляющих Аллаха или пророка Мухаммеда».

11 мая более 2 тыс. человек собрались в центре Гамбурга на демонстрацию, организованную экстремистским объединением Muslim Interaktiv. Об этом сообщило агентство DPA со ссылкой на полицию. Ранее, 27 апреля, в том же городе прошла массовая акция, участники которой потребовали создания на немецкой земле халифата. Организатором выступил 25-летний блогер Джо Ададе Боатенг. Тысячи людей подписаны на него в популярных соцсетях, где блогер выступает против Израиля и западных стран.

Распространено мнение, что такие публичные акции и соцопросы отражают нынешние германские реалии. Есть опасения, что часть современной генерации мусульман, обучающихся в школах, будет пополнять ряды исламских радикалов в нарастающих масштабах, и это существенно расширит социальную базу внутригерманского и международного терроризма, станет одним из источников его формирования. Было бы большой наивностью считать, что юные жители Германии действовали исключительно по своей инициативе. Скорее всего их действия направляются взрослыми людьми, а причиной радикализации новых поколений многие считают массовую иммиграцию.

Как оказались мусульмане в большом количестве на территории ФРГ? Хорошо известно о германском экономическом чуде. В середине 1950-х годов для того, чтобы это чудо продолжалось, необходим был дополнительный большой приток иностранной рабочей силы. Канцлер Конрад Аденауэр далеко не сразу стал вести переговоры с мусульманскими странами. Сначала официальный Бонн договорился с Римом, Мадридом, Афинами, а затем наступил черед Анкары, Рабата, Туниса.

Аденауэром двигало стремление закрыть вопрос о рабочей силе. Ситуация осложнялась давлением на канцлера со стороны Объединения немецких профсоюзов и социальных комитетов Христианско-демократического союза. Они еще на заре становления ФРГ решительно выступили за введение 40-часовой рабочей недели вместо 48-часовой. На 1961 год были намечены парламентские выборы. Аденауэр понимал, что 40-часовая рабочая неделя должна быть введена до выборов. Так оно и произошло. Это стало одной из причин его победы на выборах.

В 1960-е годы Турция, Марокко и Тунис заключили с ФРГ договоры, которыми предусматривалась отправка на германскую землю гастарбайтеров. Но в договорах есть нюансы.

Первое: прописано ограничение пребывания рабочих из этих стран на территории ФРГ двумя годами и предусмотрительно введен все тот же ротационный принцип. Второе: если турок, марокканец, тунисец состоял в браке, имел семью, то с ним не мог быть подписан договор.

В 1973 году грянул энергетический кризис. Четко обозначилась экономическая рецессия. Федеральное правительство поставило крест на программе найма иностранной рабочей силы. Но турки и югославы не хотели уезжать на родину. Обратились за помощью к юристам ФРГ. Последние указали на лазейки в законодательстве. Рабочие этим воспользовались. Гастарбайтеры не возвратились на родину и воссоединились со своими семьями. С середины 1970-х годов до 1991 года основную массу мигрантов на германском направлении составляли мусульмане.

Для показа динамики роста диаспоры мусульман обратимся к статистике. Выделим семь контрольных точек: 6 тыс. в 1945 году, 500 тыс. в 1972 году, 1,2 млн в 1976 году, 3 млн в 2000 году, 3,8 млн в 2009 году, 4,3 млн в 2016 году, 5,3 млн в 2023 году. В 2014–2017 годах европейцы, и прежде всего немцы, столкнулись с миграционным потоком, который не имеет аналогов в истории Европы.

Рост числа приверженцев ислама среди школьников немецкого происхождения идет на фоне омоложения участников террористической деятельности на германской земле. С 2016 по 2024 год лица школьного возраста совершили 48% всех терактов. Среди лиц, готовивших преступления, предотвращенные спецслужбами, этот процент несколько ниже, но все равно высокий – 44%. В обоих случаях приводятся личные подсчеты автора статьи.

Вот несколько примеров таких преступлений. По сообщениям полиции Германии от 15 апреля с.г., группа подростков была задержана и заключена под стражу за то, что планировала «террористическую атаку по исламистским мотивам». Их целями предположительно были церкви и синагоги. Трое подростков, чьи имена не разглашаются из-за их возраста, были арестованы в Дюссельдорфе, а 16-летний юноша задержан в Баден-Вюртемберге, сообщило информационное агентство DPA. Его задержали отдельно по «подозрению в подготовке серьезного преступления, представляющего угрозу для государства».

Случалось подобное и ранее. 26 февраля 2016 года было совершено нападение на полицейских в Ганновере. В указанный день 15-летняя девушка с марокканскими корнями Сафия С. нанесла кухонным ножом тяжелые ранения сотруднику полиции на железнодорожном вокзале. Террористка была арестована, предана суду. По данным следствия, девушка вступила в контакт с идеологами «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация) через интернет.

18 июля 2016 года было отмечено атакой на пассажиров поезда в окрестности Вюрцбурга. 17-летний Риаз Кхан Ахмадзай, выдавший себя за беженца из Афганистана, вооружившись топором и ножом, совершил атаку на пассажиров регионального поезда, нанеся тяжелые ранения четырем пассажирам, а затем случайной прохожей после бегства из поезда.

Что же делать? Давно настала пора для прорыва в деятельности Исламской конференции Германии (ИКГ). Она была образована 18 лет назад. Это детище тогдашнего федерального министра внутренних дел Вольфганга Шойбле. С момента основания функционирует под эгидой МВД ФРГ. Отец-основатель надеялся на то, что с помощью этого института удастся полностью интегрировать мусульман в германское общество. Шойбле имел всемерную поддержку со сторон федерального канцлера Ангелы Меркель. Прошло 18 лет, а воз и ныне там.

Старший научный сотрудник Института Европы РАН Светлана Погорельская пишет: «Осознавая, что «ислам принадлежит Германии» и страна ответственна перед немецким населением за тех, кого завезла к себе, но не интегрировала, немецкая политика задалась вопросом, как урегулировать отношения с этой религией. Главной задачей для «государства политических партий», как официально называет себя германская демократия, было выработать единую надпартийную стратегию во взаимоотношениях с исламским сообществом Германии, представленным в объединениях и союзах.

Выход был найден в создании института постоянного взаимодействия и диалога между государством и исламом. В нем, с одной стороны, были представлены федерация (в лице министра внутренних дел и возглавляемого им ресурса), а также земли и коммуны, а с другой – влиятельные и массовые исламские союзы. В итоге германской политике пока так и не удалось разработать единой концепции взаимоотношений государства с исламом, свободной от межпартийной конкуренции. Тем не менее концептуально Конференция – это, возможно, единственный вариант интеграции иммигрантского ислама в демократической стране с таким многообразием его направлений, как Германия».

Конечно, в ИКГ входит явное меньшинство мусульманских организаций страны. Есть основания прогнозировать, что большинство германских мусульман будут отвергать идею полной интеграции. Вместе с тем диалог ИКГ и федерального правительства принес определенные плоды.

Во-первых, согласовано преподавание ислама в школах. Первый опыт: 2021/22 учебный год в Баварии. Подключились 350 школ самого крупного субъекта германской федерации. Параллельно в 10 университетах Германии на теологических факультетах получил статус обязательного предмет «исламская теология». На следующий учебный год в субъектах федерации с большой долей мусульманского населения дисциплину «исламская теология» изучали 610 тыс. школьников в 915 школах. Преподавание ведется на немецком языке. До 2021 года юные мусульмане изучали ислам в школах Корана при мечетях. В основном здесь проповедовали граждане мусульманских стран.

Во-вторых, произошли этапные события в области подготовки и оплаты труда мусульманских проповедников в Германии. Государство стало частично участвовать в выплатах имамам. В Оснабрюке открылся Исламский колледж, то есть стартовала подготовка собственных религиозных деятелей. Количество обучаемых – 40 человек. Федеральное правительство и правительство земли Нижняя Саксония профинансировали это важное дело. Давным-давно был сформулирован следующий принцип: религиозные общины и только они имеют право обучать свой персонал. Далеко не все германские мусульмане поддержали открытие учебного заведения. Но президент Исламского колледжа Эсниф Бегич сделал следующее заявление: «Не было абсолютно никакого влияния со стороны государства, оно не вмешивалось в разработку программ». «Обучение отличается двумя особенностями: мы хотим отразить реальность жизни мусульман в Германии и уроки проходят исключительно на немецком языке», – сообщил Бегич.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

Геннадий Петров

Исход борьбы за Белый дом может полностью поменять ход нескольких конфликтов

0
627
Региональная политика 28-31 октября в зеркале Telegram

Региональная политика 28-31 октября в зеркале Telegram

0
336
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
528
Половина россиян не видят результатов демографической госполитики

Половина россиян не видят результатов демографической госполитики

Ольга Соловьева

Главным препятствием для рождения детей называют отсутствие материального достатка

0
1761

Другие новости