0
1335
Газета Армии Интернет-версия

22.12.2000 00:00:00

Случись такое у НАТО...

Сергей Прокофьев

Об авторе: Сергей Юрьевич Прокофьев - кандидат технических наук, старший научный сотрудник НИИ.

Тэги: Курск, спасение


К началу сентября поток сообщений, публикуемых в западных ежедневных и еженедельных СМИ, о катастрофе на АПЛ "Курск" почти прекратился. Но уже в октябрьских номерах ежемесячных изданий военной тематики появились статьи, где освещаются, в частности, некоторые меры организационного и технического характера, предпринимаемые в ВМС разных стран с целью недопущения того, что случилось с экипажем "Курска".

Многочисленные неудачные попытки состыковать глубоководные спасательные аппараты (ГСА) "Приз" и "Бестер" с аварийно-спасательным люком АПЛ "Курск" объясняются, по мнению экспертов, отсутствием должного навыка у экипажей данных ГСА, что, в свою очередь, объясняется нехваткой материальных средств у командования СФ для организации их качественной подготовки. Английский ГСА LR-5 не находится постоянно в составе английских ВМС, а лишь арендуется по мере необходимости у фирмы "Слингзби", занимающейся обслуживанием нефтяных буровых платформ в море. Тем самым, по мнению английских специалистов, ВМС экономят значительную часть средств на содержание и эксплуатацию ГСА, а экипажи (их несколько) имеют возможность постоянно тренироваться в проведении подводных работ на сложных технических сооружениях. Дополнительные навыки по оказанию помощи экипажам затонувших ПЛ отрабатываются в ходе специальных тренировок и учений, как национальных, так и многонациональных. Например, один раз в четыре года проводятся специальные учения НАТО "Сорберт Ройал" по оказанию помощи затонувшей ПЛ, в которых обязательно принимает участие и английский ГСА. Последние подобные учения прошли в сентябре 2000 г. у побережья Турции.

В целом, анализируя случаи спасения подводников из затонувших подводных лодок после Второй мировой войны, западные эксперты делают вывод, что, несмотря на наличие современных средств оказания помощи морякам в отсеках затонувших ПЛ (спасательные колокола, глубоководные спасательные аппараты), самым надежным способом спасения является выход подводников на поверхность с помощью индивидуальных средств спасения самостоятельно или с помощью специалистов поисково-спасательной службы, если глубина места аварии позволяет это сделать.

Катастрофа на АПЛ "Курск" заставила руководство ВМС некоторых стран провести ревизию имеющихся у них индивидуальных средств спасения подводников, технических средств оказания помощи экипажам затонувших ПЛ и их возможностей по спасению жизни моряков. Так, отмечается, что в настоящее время ВМС США закупают 15 тыс. комплектов индивидуального спасательного снаряжения английского производства SEIE Mk 10, которое обеспечивает безопасное покидание отсека затонувшей ПЛ с глубины до 180 м методом свободного всплытия, исключая получение декомпрессионной болезни. Оно состоит на вооружении английского подводного флота с 1994 г. Используемое в настоящее время на АПЛ США индивидуальное спасательное снаряжение "Steinke Hood" позволяет, по мнению специалистов, обеспечить безопасный выход из затонувшей лодки с глубины до

75 м, К тому же оно не защищает всплывшего подводника от неблагоприятных погодных условий и переохлаждения. В комплект же английского снаряжения входят: быстронадеваемый спасательный костюм с автономным дыхательным аппаратом, утепленное нательное белье и индивидуальная надувная лодка с водонепроницаемым тентом. На поверхности подводники могут сцепить эти лодки между собой специальным устройством. Это снаряжение прошло испытания в центре подготовки подводников Великобритании "Долфин" (Портсмут), а также лабораторные испытания, на которых имитировалось свободное всплытие с глубины 200 м. Одновременно с закупкой этого снаряжения американские АПЛ проходят модернизацию для их использования.

Кроме принятия на вооружение новых индивидуальных спасательных средств, страны НАТО проводят работы по созданию новых средств оказания помощи экипажам затонувших ПЛ. Это обусловлено прежде всего тем, что у имеющихся в настоящее время ГСА типа DSRV в США и LR-5 в Великобритании, а также у ГСА в других странах заканчиваются сроки их эксплуатации. Так в ВМС США DSRV-2 "Avalon" будет оставаться в строю только до 2005 г. Ему на смену должен прийти новый глубоководный спасательный комплекс типа SRDRS (Submarine Rescue Diving Recompression System), состоящий из СК и декомпрессионной камеры. Предполагается, что разрабатываемый новый комплекс будет способен проводить спасательные операции на глубинах до 600 м.

Европейские партнеры США по НАТО пошли своим путем. Еще в конце 1980-х - начале 1990-х гг. они решили объединить свои усилия в вопросе создания новой унифицированной спасательной системы и создали специальную консультационную группу по изучению этого вопроса. Результатом ее работы стало подписание 18 августа 2000 г. четырьмя странами - Великобританией, Францией, Норвегией и Турцией - протокола о намерениях по разработке и созданию спасательной системы подводных лодок НАТО (NATO Submarine Rescue System, NSRS). При ее создании будут использоваться самые современные технологии и опыт работы гражданских фирм, занимающихся обслуживанием нефтегазовых платформ в море.

Кроме того, для Северной Атлантики, с целью обеспечения начала эвакуации экипажа аварийной ПЛ в течение 72 часов после аварии, консультативная группа НАТО рекомендовала организовать в этом районе пять баз, где постоянно размещались бы средства спасения и откуда они могут быть доставлены морем или по воздуху, и дополнительно шесть баз, которые можно было бы использовать для переброски спасательных средств, хранящихся в других пунктах. В удаленных районах эта система баз позволила бы начать эвакуацию экипажей аварийных ПЛ в течение 96 часов.

Таким образом, катастрофа на АПЛ "Курск" дополнительно привлекла внимание специалистов западных стран к тем проблемам, которыми они планомерно занимались в течение нескольких последних лет, а также лишний раз показала важность и сложность проведения поисково-спасательных операций на море. Анализ хода спасательной операции позволил странам НАТО скорректировать планы проводимых работ по обеспечению спасения экипажей из затонувших ПЛ.

(По материалам иностранных СМИ)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1722
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2686
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2039
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2033

Другие новости