0
1318
Газета Идеи и люди Интернет-версия

09.04.2002 00:00:00

Русская дипломатическая революция

Константин Воронов

Об авторе: Константин Валентинович Воронов - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Тэги: россия, запад, сша, сближение


США и Россия

Отношения между США и РФ оставались сложными на протяжении всех 90-х гг., несмотря на достаточно тесное американо-советское сотрудничество во время объединения Германии и создания нового режима к востоку от Бреста. Внешне русская политика США развивалась на основе двух конкурирующих перспектив. Одна декларировала приоритетность российского направления ("Russia first") во внешнеполитическом курсе США. В Вашингтоне продолжали делать упор на то, что Россия является наследницей и правопреемницей Советского Союза. Тесные отношения с Москвой Вашингтон рассматривал в качестве средства закрепления ее трансформации в желательном для себя русле. Несмотря на политические катаклизмы и экономические провалы, Россия продолжала оставаться для США ядерной сверхдержавой, важным актером в евроазиатской дипломатии, обладающим необходимыми ресурсами. Другая перспектива подчеркивала те геополитические преимущества, которые давал США и их союзникам новый партнер, прежний стратегический антагонист. Тесный контакт Белого дома с Кремлем также был важен для поддержки новой России. Безопасность стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) должна была обеспечиваться их членством в западных институтах периода холодной войны - НАТО и ЕС. Эти геополитические перемены должны были, как представлялось, стать перманентными.

После того как исчез СССР - фактор силы в Евразии и сократилась вероятность военной угрозы со стороны России, на Западе утратили интерес к ней и ее политике. Когда Москва в 90-х гг. начинала говорить о партнерстве и сотрудничестве с Западом, она просто была не готова к этому. На ее нереалистические предложения заменить ялтинско-потсдамскую систему в Европе на нечто абстрактное и туманное Запад ответил простым расширением НАТО на восток. Внутренние проблемы России на протяжении всех 90-х гг. создавали для США большую свободу рук. И когда действия, которые Москва воспринимала как недружественные, были полезны или благоприятны для США, Вашингтон их проводил без всякой оглядки на Кремль. Война против терроризма вновь, самым неожиданным образом, поставила Россию в центр американской дипломатии. США стали зависеть от российской военной и дипломатической поддержки, которая, скорее всего, будет увеличиваться в связи с последующим развитием событий.

Ближний и Средний Восток

Эта дипломатическая революция производит впечатление растущего совпадения интересов сторон в широком региональном контексте: от Центральной Азии до Ближнего и Среднего Востока (БСВ), от Восточного Средиземноморья до Индии. В краткосрочном плане оно объясняется военно-политическими потребностями США в Афганистане. Менее очевидны, особенно в среднесрочной перспективе, изменения в американской политике союзов с точки зрения сложной геополитической игры в регионе и упрочения здесь социальной стабильности. На Западе часто подчеркивали значительную роль римско-католической церкви при развале советской сферы влияния в Европе. В Центральной Азии и на БСВ подобные процессы имели место при дестабилизирующей роли наиболее воинственной части ислама. Долгосрочный американо-российский союз будет означать, что США порывают свои формальные и неофициальные связи с радикальными движениями и исламскими фундаменталистами и должны будут перейти к поддержке модернизаторов, секуляристских или реформистских политических элит и социальных сил. Многие нынешние режимы на БСВ имеют связи и корни с прежними советскими социально-экономическими структурами, перешедшими затем к России. В этом социально и религиозно нестабильном регионе все они желают, несмотря на прошлые союзы с США или СССР, минимизировать социальные и конфессиональные угрозы для сохранения своей власти. Даже временная неудача США имела бы катастрофические последствия для всего мира, а для умеренных и прозападных режимов БСВ это было бы полным и абсолютным крахом.

Сейчас РФ не представляет альтернативную социально-идеологическую систему, как это было во времена Советского Союза. Если убедительное присутствие США на БСВ сократится или даже исчезнет, то это не приведет к автоматическому расширению сферы влияния России. Негласный союз РФ - США в борьбе против "Талибана" может стать прообразом достижения общих российско-американских целей для развития и переустройства всего региона. Больше того, он может стать приемлемой формой международного влияния в этом геостратегическом районе, поскольку снижает уровень чисто американского вмешательства "как самого большого сатаны" и активизирует прозападные режимы против внутренних и внешних "панисламистов".

Европа

Нередко забывают, что США и Советский Союз как глобальные сверхдержавы на протяжении всего послевоенного периода были своего рода геополитическими союзниками в Европе. Годы холодной войны Старый Свет прожил фактически при американо-советском кондоминиуме. Выход из этого состояния ведущие европейские державы видели в формировании такого облика континента, при котором США и Россия стали бы маргиналами в Европе. Освобождение от советских идеологем и от привязки к американским стереотипам позволило России перейти на прямые связи с западноевропейскими соседями и проводить прагматичный курс в Европе. Нашей дипломатии даже удалось ограничить здесь некоторые американские позиции.

Новый российско-американский альянс сразу же пробудил к жизни воспоминания о прежних союзах периода холодной войны, когда советско-американское доминирование резко ограничивало остальных актеров в ЦВЕ. Сейчас западноевропейские партнеры стали сплоченнее в отстаивании общих интересов, особенно экономических и валютных, по отношению к США. Введение евро явилось в этом отношении заметным рубежом. Политический союз в рамках ЕС уже, очевидно, не будет существовать только на бумаге. Хотя новое российско-американское сближение получило одобрение в ряде европейских столиц, в то же время оно резко активизирует деятельность европеистов и интеграторов Евросоюза. Вашингтону, видимо, придется возвратиться к попеременному сдерживанию попыток возвышения главных центров силы на континенте.

НАТО

Несомненно, что война против бен Ладена вовлекла НАТО в такие трансатлантические взаимосвязи, о которых мечтали американцы в течение всех 90-х гг. Совместная декларация о том, что после 11 сентября начинает работать ст.5 Североатлантического договора, придала альянсу новую политическую силу и легитимность. Парадокс заключается в том, что операция проводится вне рамок командных структур НАТО. Хотя альянс обеспечивает военные и дипломатические интересы США в Европе и поддерживает их своими ресурсами, он играет в известном смысле ту же роль и для России. События в Центральной Азии и на БСВ открывают реальную возможность членства РФ в НАТО, что может привести к двум следствиям: 1) укреплению общеевропейской безопасности и созданию единой оборонной организации при/или замене ОБСЕ; 2) сокращению возможности для Евросоюза стать главным доминирующим игроком в своем регионе.

В курсе Кремля в отношении НАТО также наблюдалось много неожиданного. На встрече с руководством НАТО и ЕС в Брюсселе 3 октября 2001 г. президент Путин заявил о желании России более тесно сотрудничать с ними, хотя в отношении процесса расширения НАТО на восток позиция Москвы сохраняется. Становится очевидным, что борьба России против расширения НАТО фактически проиграна. Чтобы устранить образ врага, расширить рамки сотрудничества РФ - НАТО и не потерять лицо, Кремль, видимо, готов проглотить очередное расширение альянса. Однако Россия сейчас находится в такой ситуации, когда она нужна Западу не меньше, чем он ей. Если наша страна будет развиваться в демократическом русле и продолжит контакты с НАТО через различные механизмы (ПКК, 19+1, 20 и т.д.), может статься, она будет рассматриваться в Брюсселе как ценный и необходимый партнер.

С другой стороны, сближение между РФ и США уменьшит геополитическое значение не только периферийных, фланговых государств, но и ключевых держав Европы. Для многих европейских стран-членов НАТО девальвируются ценности и сжимаются ресурсы атлантизма как идейно-политической системы координат и былой геополитической конструкции. Очевидно, возрастет конкуренция и в большой "европейской тройке" - ФРГ, Великобритания и Франция - за роль и влияние как в ЕС, так и в качестве главного выразителя европейских интересов в НАТО. Увеличивается ответственность каждой страны-члена НАТО и ЕС в определении курса по отношению к США и РФ. Сокращение пространства для дипломатического маневра и уменьшение взаимного недоверия могут привести к укреплению связей России с каждой из этих стран.

Внутренний фронт

Хотя дипломатические сдвиги и намеченный здесь геополитический сценарий, кажется, вселяют надежды, многое зависит от перемен в расстановке внутриполитических сил. Новая внешняя политика президента Путина встретила прилив энтузиазма среди либерально-демократических кругов, которые видят в ней дополнительное средство наведения мостов с Западом. Президентский центр и "партия власти" отклоняются вместе с руководящей линией. Консервативные и левые партии, особенно военный истеблишмент, выражают скептицизм. Они явно настроены против постоянного присутствия ВС США в Центральной Азии. Более того, некоторые эксперты находят много общего между нынешним глухим недовольством в российских верхах и тем внутриэлитным расколом, который существовал в горбачевский период. Другие, учитывая тесную взаимосвязь внешней и внутренней политики, полагают, что курс на сближение с Западом нацелен на поддержку радикальных экономических реформ и модернизацию российского общества с помощью западного капитала и его технологий. Реализация этих задач возможна лишь при смене или рокировках нынешних элитных группировок.

Отнюдь не одномерен внутренний расклад в США. Правоконсервативные круги предостерегают президента Буша о "недопустимости" уступок русским. Напротив, неореалисты и транснационалисты полагают, что до тех пор, пока международный терроризм представляет угрозу Америке, Вашингтон и Москва нужны друг другу. Если визит американского президента в середине мая в Москву не принесет весомых результатов из-за сложных и не решаемых пока проблем (развертывания НПРО, будущего ОСНВ, расширения НАТО), то такие итоги замедлят динамику сближения. Нас "кинут в очередной раз", предрекают некоторые видные отечественные эксперты, калькулируя авансы и долги. Тем более что история дает немало тому примеров. Незначительные дипломатические дивиденды от этого саммита могут существенно ослабить внутриполитические позиции президентов. Стоит серьезно взвесить, что важнее - исполнение графика встреч на высшем уровне или их эффект для двусторонней и мировой политики. "Сделать остановку можно во время подъема, - заметил как-то великий Наполеон I, - но не во время спуска".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
364
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
413
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
231
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
314

Другие новости