Неизвестно, совпало так или подгадали организаторы, но Путин прибыл в столицу Тувы – Кызыл – именно 15 августа, когда в регионе празднуется одновременно и День республики (в 1944 году в этот день Тува вошла в состав РСФСР), и День животновода (животноводство – ведущая отрасль в Туве). Тем не менее возможно, что визит высокого гостя восприняли как своего рода смотр. Напомним, что по итогам минувших региональных выборов именно Тува оказалась самым скандальным регионом из-за противоборства местных отделений «Единой России» и «Справедливой России».
Но теперь явно пришла пора всерьез озаботиться полноценным развитием республики. Регион можно определить как «богатейший остров». То есть богатейшая минерально-сырьевая база, которую невозможно толком разрабатывать, поскольку республика не имеет полноценной связи с Большой землей. То, что Туве необходима железная дорога, – далеко не новость. Ее планировали построить чуть ли не сразу после вхождения республики в РСФСР. Но так и не сложилось.
Только недавно вопрос решился положительно. О том, как важно для Тувы железнодорожное строительство, свидетельствуют слова председателя правительства Республики Тыва Шолбана Кара-оола, сказанные им в начале встречи с Владимиром Путиным:
– Очень благодарны вам, правительству Российской Федерации за принятое решение о строительстве железной дороги. Это еще одна веха в истории нашей Тувы, потому что мы имеем возможность сделать очень мощный рывок в экономическом развитии.
Решение, о котором идет речь, было принято 22 марта 2007 года, когда в Доме правительства РФ под председательством главы Министерства экономического развития и торговли России Германа Грефа состоялось четвертое заседание правительственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение. Эта комиссия и одобрила проект строительства 460-километровой железной дороги Кызыл–Курагино, который разработала «Объединенная промышленная корпорация».
По общим оценкам, именно этот проект является лучшим на сегодня примером реализации столь популярной идеи частно-государственного партнерства. Финансировать строительство железной дороги станут Инвестфонд РФ пополам с ОПК.
Интерес ОПК к Туве легко объясним. В республике расположен один из крупнейших в мире Улуг-Хемский угольный бассейн, не освоенный до настоящего времени из-за отсутствия транспортной инфраструктуры.
Общие запасы бассейна составляют 14,5 млрд. тонн. Запасы Элегестского месторождения, лицензия на разработку которого принадлежит Енисейской промышленной компании, являющейся структурным подразделением ОПК компании, составляют около 1 млрд. тонн высококачественного коксующегося угля марки «Ж», дефицитного на внутреннем и внешнем рынке.
Проектируемая железнодорожная линия соединит столицу Тувы Кызыл с Красноярской железной дорогой и сделает возможным разработку богатейшего Улуг-Хемского угольного бассейна и доставку грузов, в том числе через Транссиб и БАМ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также будет способствовать вовлечению в хозяйственный оборот других месторождений полезных ископаемых в Республике Тыва. В итоге появятся рабочие места не только в животноводстве, и вообще, по оценке Германа Грефа, с 2015 года бюджет республики возрастет в четыре раза. Если сегодня Тува на 75% финансируется из федерального бюджета, то после реализации проекта она станет бездотационной.
Так что для отдаленного региона, где обитают сибирские козероги, железная дорога станет поистине «дорогой жизни».