0
16575
Газета Идеи и люди Печатная версия

12.02.2024 18:06:00

Как настоятель Кентерберийского собора дошел до Сталина

Англиканский священник Хьюлетт Джонсон в поисках этического социализма

Борис Романов

Об авторе: Борис Савельевич Романов – историк, член редколлегии журнала «Демократия и социализм XXI».

Тэги: хьюлетт джонсон, биография, история, общественный деятель, кентерберийский собор, этический социализм, фабианское общество, ссср


хьюлетт джонсон, биография, история, общественный деятель, кентерберийский собор, этический социализм, фабианское общество, ссср Хьюлетт Джонсон с семьей в пионерском лагере «Лесные поляны» под Москвой во время посещения СССР, 1 августа 1956 г. Фото РИА Новости

Хьюлетт Джонсон – ныне практически забытый британский религиозный и общественный деятель, сделавший очень много для укрепления сотрудничества наших стран и народов в годы Второй мировой войны.

В поисках себя

Будущий настоятель Кентерберийского собора родился 25 января 1874 года в Керсале, что в трех километрах от Манчестера.

Его отец возглавлял фирму по изготовлению проволоки. Большая семья жила в собственном доме в Астли, неподалеку от Манчестера. Образ жизни молодого Хьюлетта и его восьми братьев и сестер был типичен для таких семей в период, когда Англия была мастерской мира. Воспитание Хьюлетта происходило в крайне религиозной атмосфере, поскольку его родители были очень набожны, к тому же дед по материнской линии был известным проповедником. Отец в молодости мечтал о духовной карьере, а мать принимала активное участие в религиозной деятельности прихода.

Его убеждения несколько поколебались, когда он был студентом Манчестерского университета и изучал строительное дело. Профессор Уильям Бойд Докинс был поклонником учения Дарвина, его лекции по теории эволюции повергли Джонсона в пучину нравственного уныния. Но вскоре он снова обрел веру в Бога.

В юности Хьюлетт также увлекся телепатией. Когда дела семейной фирмы пошатнулись, был вынужден работать на заводе в качестве подмастерья. Работая в компании своего отца, Хьюлетт принимал участие в деятельности клуба рабочей молодежи. Большое влияние на него оказала социалистическая брошюра Роберта Блэтчфорда «Старая добрая Англия».

Получив диплом инженера, он решил стать проповедником. Джонсон и его молодая жена обратились с просьбой направить их на миссионерскую работу в Центральную Африку, но получили отказ миссионерского общества, поскольку его богословские воззрения сочли слишком либеральными.

Он получил необходимое теологическое образование в колледже Уайтклифф Холл в Оксфорде. Вскоре после этого Джонсон основал теологический журнал Interpreter, который редактировал на протяжении 22 лет. В 1908 году Джонсон был посвящен в сан приходского священника в Олтрингэме (пригород Манчестера) и служил в этом качестве 19 лет.

Будучи священником, он вступил в Лейбористскую партию. Позднее в автобиографии «В поисках света» вспоминал, что приветствовал революцию в России «как зарю чего-то нового и лучшего в мировой истории». Взгляды Хьюлетта Джонсона того времени можно охарактеризовать как приверженность либеральной англиканской теологии, растущая симпатия к социалистическим идеям, которые нашли у него отклик в результате непосредственного знакомства с жизнью простых рабочих. Его моральные возражения против социального неравенства были продиктованы христианскими убеждениями, а не революционными доктринами.

В 1921 году его привлекло движение «Социальный кредит», участники которого настаивали на уплате так называемых социальных дивидендов, чтобы восполнить пробел между издержками производства и стоимостью купленных товаров. Джонсон полагал, что использование кредита поможет смягчить многие из социальных пороков системы, и написал несколько брошюр на эту тему.

Джонсон пришел к выводу, что существующее общество должно быть реформировано. Необходим такой мир, в котором бы заботились не о погоне за прибылью, а об общественной пользе, что должно соответствовать «истинному христианству».

Ранее, в сентябре 1918 года, Джонсон вступил в члены Союза демократического контроля, основанного лейбористским лидером Джеймсом Рамсеем Макдональдом. В тот же период он защитил диссертацию на степень доктора богословия, что позволило ему продвинуться по служебной лестнице.

В 1924 году, когда Макдональд сформировал первое лейбористское правительство, он способствовал назначению Джонсона сначала на должность старшего городского священника Манчестера, а в 1931 году – настоятелем Кентерберийского собора, главного англиканского храма Великобритании. Кентербери является резиденцией архиепископа, примаса Англиканской Церкви. Поскольку Англиканская Церковь в Великобритании является государственной, назначения на высшие церковные должности имеют политическое значение и осуществляются по согласованию с правительством. Премьер-министр Макдональд активно содействовал успешной церковной карьере Джонсона.

Путем этического социализма

Джонсон находился под идейным влиянием Фабианского общества, выступавшего с позиций этического социализма реформистского толка и сыгравшего важнейшую роль в становлении доктрины Лейбористской партии. Основанное в 1884 году Фабианское общество (названное в честь римского полководца Фабия Максима Кунктатора (Медлителя) – сторонника выжидательной тактики в борьбе с Ганнибалом) представляло собой объединение левых, социалистически настроенных интеллектуалов и деятелей культуры, среди которых были: политик Рамсей Макдональд, экономисты и общественные деятели супруги Сидней и Беатриса Вебб, выдающийся английский драматург Бернард Шоу, писатель-фантаст Герберт Уэллс, философ Бертран Рассел, экономист Джон Кейнс. Несмотря на немарксистский характер Фабианского общества, его лидеры с растущим интересом относились к преобразованиям в СССР. В своих симпатиях к советской России Хьюлетт Джонсон был далеко не одинок.

Хорошо известно, что Герберт Уэллс, посетив в 1920 году Россию и встретившись с Владимиром Лениным, написал книгу «Россия во мгле» и назвал вождя Октябрьской революции «кремлевским мечтателем». Ленин, в свою очередь, пригласил писателя посетить нашу страну лет через десять-пятнадцать. Свои разногласия с Лениным английский писатель определил как расхождения между эволюционным коллективистом и марксистом.

В 1934 году Уэллс прибыл в Советский Союз. Его беседа со Сталиным, в ходе которой он попытался убедить советского лидера в том, что ряд положений марксизма устарели, была опубликована в СССР и на Западе.

В апреле 1929 года два ведущих деятеля Фабианского общества, супруги Вебб посетили высланного из СССР Льва Троцкого на Принцевых островах и обещали ему содействие в предоставлении визы в Великобританию в случае победы Лейбористской партии на выборах. Через несколько недель Макдональд сформировал второе лейбористское правительство, однако, несмотря на то что Сидней Вебб (отныне лорд Пасфилд) стал министром по делам колоний, британские власти отказали Троцкому в предоставлении убежища. Герберт Уэллс и Джон Кейнс выступили с протестом против недопущения Троцкого, а Бернард Шоу обратился к министру внутренних дел Клайнсу, указав «на смехотворное положение лейбористского и социалистического правительства, отказывающего в праве убежища выдающемуся социалисту».

Несмотря на такую позицию по отношению к опальному большевику, Бернард Шоу в 1931 году посетил СССР и был принят Сталиным. Супруги Вебб также в 1932 году приезжали в СССР, в 1935 году они изложили свои неоднозначные впечатления о Стране Советов в книге «Советский коммунизм – новая цивилизация?», выдержанной в целом в дружественных тонах.

Находившийся в эмиграции Лев Троцкий иронизировал по поводу позиции супругов Вебб в отношении СССР, усматривая в этом сближении с британскими реформистами отход Сталина от идей мировой революции.

Первый зарубежный визит нового настоятеля Кентерберийского собора состоялся в Китай в 1932 году с целью содействия помощи голодающим. В 1937-м он посетил охваченную гражданской войной Испанию в качестве члена смешанной международной группы религиозных деятелей с целью выяснить, насколько верны обвинения в адрес республиканского правительства в преследовании церкви, и поддержал республиканцев в их борьбе против мятежников генерала Франсиско Франко. По возвращении на родину Джонсон активно включился в организацию сбора средств по оказанию помощи народу Испании.

В том же году Джонсон впервые посетил СССР. Эти поездки вызвали конфликт с архиепископом Космо Гордоном Лэнгом, который сделал Джонсону публичный выговор на церковной ассамблее после его проповеди в соборе, посвященной ситуации в Испании. Однако нападки архиепископа не заставили Джонсона изменить свои взгляды.

В 1939 году на прилавках книжных магазинов Британии появилась написанная им не без явного влияния советского агитпропа книга «Социалистическая одна шестая мира». В том же году в британском обществе приобрела популярность написанная Джонсоном по заказу Клуба левой книги брошюра «Действовать безотлагательно», посвященная острым социальным проблемам Англии. Клуб насчитывал 60 тыс. членов и организовывал дискуссии и массовые собрания, популяризируя прогрессивные реформаторские идеи. На них часто выступали настоятель Джонсон и лидер Коммунистической партии Великобритании Гарри Поллит.

Когда Германия вторглась в СССР, Джонсон написал обращение к британскому народу. В нем были такие пророческие слова: «В 3 часа 5 минут утра в воскресенье 22 июня 1941 года Гитлер подписал самому себе и национал-социализму смертный приговор. В этот ранний час он вероломно напал на Советский Союз. Созданная им чудовищная военная машина разлетится в прах, столкнувшись с героизмом Красной армии. Это так же определенно, как то, что ночь сменяется днем». В нем он подчеркнул, что «Россия борется также за нашу свободу, защищая Москву, она защищает Лондон».

Джонсон принял активное участие в организации Национального англо-советского фонда по оказанию медицинской помощи, позднее переименованного в Объединенный комитет по оказанию помощи СССР. Настоятель Кентерберийского собора был избран его председателем. В итоге было собрано 1,15 млн фунтов стерлингов. В ходе войны Джонсон не имел недостатка в приглашениях выступить на различных собраниях и массовых митингах, на которых он призывал оказывать всемерную помощь России, несущей основную тяжесть борьбы с общим врагом.

В феврале 1943 года Джонсон послал Сталину поздравительную телеграмму с 25-й годовщиной Красной армии и получил персональный ответ с благодарностью за поздравления. В том же 1943 году наряду с многочисленными статьями Джонсон выпускает книгу «Советская мощь». 22 июня 1944 года Джонсон опубликовал статью в Daily Worker, в которой заявил: «Россию больше нельзя изолировать, игнорировать или презирать. Ее доминирующее положение в мире будет возрастать».

В апреле 1945 года Хьюлетт Джонсон и супруга Уинстона Черчилля Клементина Черчилль, также принимавшая активное участие в организации сбора средств в помощь России, были приглашены в СССР. Настоятель провел в Советском Союзе три месяца, он встречался с советскими руководителями, совершил длительное путешествие по стране.

День Победы 9 мая Джонсон встретил в Москве. После благодарственного молебна в посольстве Великобритании, на котором присутствовала г-жа Черчилль, Джонсон оказался на Красной площади. «Два дюжих красноармейца схватили его за руки и подбросили вверх под громкие крики одобрения радостной толпы, бурно проявлявшей чувства товарищества по отношению к союзникам», – писал сопровождавший настоятеля секретарь Объединенного комитета помощи СССР г-н Ай.

В тот же день настоятель нанес визит патриарху Русской Православной Церкви Алексию, который подарил Джонсону крест, украшенный эмалью и инкрустированный драгоценными камнями. «Я носил этот крест на протяжении пребывания в России, с тех пор я ношу его в Кентербери и во время визитов в разные страны. Он постоянно напоминает мне о праздновании Дня Победы в Москве», – писал позднее Джонсон.

13 июля 1945 года Джонсон был награжден орденом Трудового Красного Знамени за его активную общественную деятельность в годы Второй мировой войны. Он был принят Сталиным.

Настоятель был одним из первых английских наблюдателей, посетивших лагерь смерти в Освенциме, где было уничтожено несколько миллионов человек, а также германский Институт гигиены на окраине Гданьска, на территории которого находился завод по производству туалетного мыла из человеческого жира. Приехав в Чехословакию, он посетил деревню Лидице, жители которой были уничтожены нацистами. Карловым университетом в Праге ему была присвоена степень доктора теологии.

Христианское в коммунизме

В 1948 году было создано Общество англо-советской дружбы, и Джонсон оставался его президентом до конца своих дней. Невозможно переоценить тот вклад, который внес Джонсон в сближение наших народов в годы Второй мировой войны и послевоенные годы. В этом качестве он многократно посещал нашу страну.

В годы холодной войны с 1950 года Джонсон принимал активное участие в международном движении сторонников мира, оставался членом руководства Всемирного Совета мира. Будучи убежденным пацифистом, Джонсон поместил над парадной дверью в своей официальной резиденции в Кентерберийском соборе призыв в деревянной рамке: «Христиане, добивайтесь запрещения ядерного оружия!». Джонсона многократно пытались отстранить от служения, предъявляя ему политические обвинения. Однако эти попытки заканчивались неудачей, поскольку невозможно было доказать, что ревностный священнослужитель якобы разделяет материалистическую философию марксизма.

Плодом его длительных размышлений стала книга «Христиане и коммунизм», опубликованная в Англии в 1956 году, а в СССР – в 1957-м. В основу книги положены 15 проповедей, произнесенных им в Кентерберийском соборе. Джонсона интересовал вопрос: существует ли что-либо религиозное в новом социальном порядке? Он был убежден в необходимости диалога и нахождения точек соприкосновения между христианами и коммунистами, нормализации отношений между странами Запада и «социалистического лагеря». И стремился внести в этот диалог свою лепту.

Свой взгляд на отрицательное отношение коммунистов к христианству он изложил так: «Коммунизм бросает вызов христианам. Этот вызов необходимо принять. Я лично убежден, что синтез двух антагонистических лишь по видимости, а не по существу образов мышления и укладов возможен, и что в конечном итоге он принесет счастье всему человечеству».

Настоятель был человеком очень религиозным, но придерживался либеральных теологических воззрений, а в политике выступал как сторонник идей христианского социализма. Хотя Джонсон смотрел на советское общество «сквозь розовые очки», его нетрадиционная, далекая от официальной идеологии интерпретация социальных и культурных достижений в СССР способствовала либерализации общественного сознания в нашей стране. Несмотря на то что выход его книги в СССР пришелся на годы оттепели, вселявшей надежды на перемены, он совпал с новым периодом гонения на религию и церковь, начатого по инициативе Никиты Хрущева.

Хьюлетт Джонсон посетил в 1964 году Кубу и встретился с Фиделем Кастро. Настоятель, убежденный в необходимости сближения коммунизма и христианства, пытался оказать влияние на мировоззрение радикального и авторитарного лидера кубинской революции. В те годы в Латинской Америке возникло движение, известное как «Теология освобождения», объединявшее революционно настроенных левых христиан, близкое по своим программным установкам к взглядам Джонсона.

Многие иллюзорные надежды Хьюлетта Джонсона, связанные с коммунистической системой, объяснялись его страстным желанием найти альтернативу миру социального неравенства. И он в своей политической деятельности много сделал для преодоления социальных пороков британского общества.

Настоятель Хьюлетт Джонсон был одним из тех немногих представителей высшей церковной иерархии, которые осознавали грехи исторической церкви, о которых писал философ Николай Бердяев. «Измена заветам Христа, обращение христианской церкви в средство для поддержания господствующих классов не могло не вызвать по человеческой слабости отпадения от христианства тех, которые принуждены страдать от этой измены», – подчеркивал он в знаменитой работе «Истоки и смысл русского коммунизма».

В 1963 году Джонсон в возрасте 89 лет ушел в отставку с поста настоятеля Кентерберийского собора. Он очень любил величественный собор, построенный в готическом стиле, строительство которого восходит к ХII столетию. За 32 года своей работы Джонсон очень много сделал для возрождения Кентербери, организовал восстановление настенных росписей, реставрацию древних надгробных памятников.

Скончался Хьюлетт Джонсон 22 октября 1966 года в 92-летнем возрасте. 


Читайте также


О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
352
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
542
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
680
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
916

Другие новости