Фото Reuters
Пока российский президент выступал в Георгиевском зале с программной речью относительно будущего присоединяемых территорий, а весь мир думал-гадал, что же теперь в противостоянии Запада и РФ будет следующим, в далекой и от Европы, и от российских границ западноафриканской стране Буркина-Фасо произошел очередной военный переворот, в результате которого к власти (надолго ли?) пришел капитан с вроде бы прогрессивно настроенными военными.
В этом году это уже второй переворот в Буркина-Фасо. В январе, свергнув гражданского президента, к власти пришел подполковник Дамиба, а теперь уже его отстранил от руководящего поста капитан Ибрагим Траоре. Объяснение подобных действий было точно таким, как и в начале нынешнего года: находящийся во главе государства военный не справляется со своими обязанностями, и поэтому народ якобы просто требует смены «рулевого» на более решительного и радикально настроенного представителя вооруженных сил.
Интересно, что подполковник Дамиба только что побывал в Нью-Йорке, где с трибуны Генеральной ассамблеи уверял присутствующих в «полном контроле над страной». И обещал и дальше вести беспощадную борьбу с джихадистами и сторонниками террористической организации «Аль-Каида» (запрещена в РФ). Однако насилие по-прежнему оставалось обыденным явлением для как минимум двух третей территории страны, гибли мирные жители (особенно в отдаленных от столицы Уагадугу провинциях). И тогда никому еще вчера не известный капитан решил сам взять бразды правления в стране в свои руки, а в качестве главного союзника в этой борьбе провозгласил... Россию.
Как только капитан Траоре объявил о совершении военного переворота, многочисленные толпы местных жителей направились к посольству Франции (Буркина-Фасо – бывшая колония Парижа) и подожгли его. А на крыше здания вместо французского флага тут же вывесили российский. На улицы столицы высыпали тысячи людей, требовавших покончить с присутствием Франции в стране и размахивавших исключительно российскими флагами.
Ссылаясь на пример соседней Мали, военные Буркина-Фасо намерены обратиться к России за военной помощью (в частности, о направлении туда подразделений частной военной компании Вагнера), считая, что только они помогут местным властям справиться с налетами джихадистов. А если учесть, что это уже третья страна Западной Африки, которая обращается к России за военной помощью (есть еще Гвинея, и там тоже недавно случился военный переворот, да и о ЦАР забывать не стоит), то налицо, с одной стороны, желание полностью разорвать какие-либо отношения с Францией ее бывших колоний, а с другой – все они надеются на спасение от хаоса и насилия благодаря поддержке Москвы.
Почему же так происходит, и непосредственно сейчас, когда во многих других точках нашей планеты ситуация, мягко говоря, складывается не самая спокойная? Прежде всего отмечу, что Буркина-Фасо (раньше страна называлась Верхней Вольтой, и целый ряд американских политиков любили в свое время именовать СССР именно «Верхней Вольтой с ракетами») уже пыталась построить у себя социализм по советскому образцу. Пришедший к власти в стране к середине 1980-х годов капитан Тома Санкара даже высказывал желание присоединиться к Советскому Союзу и как минимум разместить у себя советские военные базы.
Однако его просьбы тогдашним советским руководством были проигнорированы, а президент СССР был в то время очень занят перестройкой и новым мышлением, и Африкой ему было заниматься явно несподручно. В результате заговора в 1987 году Санкара был убит (расследование этого дела продолжается до сих пор), а на пост президента Буркина-Фасо попал тогда человек, которого сам же Санкара и продвигал (Кампаоре).
И вот теперь – новый призыв к Москве помочь Африке и конкретно этой стране в борьбе с джихадистами – причем именно военными силами. Да, капитан Траоре наверняка прекрасно осведомлен о том, что сейчас РФ занята исключительно Украиной (и немножко Сирией), а просьба военных из Африки о помощи вряд ли может быть услышана. Кстати, на массовых митингах на улицах Уагадугу протестующие несут портреты российского президента (их дают в руки даже маленьким детям), а на плакатах расписаны призывы к новой власти Буркина-Фасо… вступить в ОДКБ и разместить у себя штаб-квартиру ЧВК Вагнера.
И тут вот что еще любопытно. У России нет посольства в Буркина-Фасо (отвечает за эту страну российский посол в соседнем Кот-д’Ивуаре), а у самой этой страны посольство в Москве имеется, но только отсутствует посол. Однако на улицах столицы Буркина-Фасо кто-то ведь распространил и российские флаги, и портреты Владимира Путина (скорее всего сделано это с помощью российских военных, базирующихся сейчас в Мали). Да и о том, что такое ОДКБ, жители Уагадугу вряд ли без «просветительской работы» с российской стороны были информированы.
Между тем все три страны Западной Африки (Мали, Гвинея и Буркина-Фасо), находясь под управлением радикально настроенных военных, не хотят больше зависеть от Франции и сами себя фактически предлагают России в качестве как военных, так и экономических партнеров. И это на фоне безразличия к российским интересам со стороны постсоветских государств и откровенно враждебного отношения со стороны коллективного Запада и его союзников.
Что могла бы предпринять Москва в этой ситуации? Думается, что, какой бы ни была обстановка в конфликте с Украиной, подобного «военного подарка из Африки» может уже больше и не быть. В свое время Советский Союз при своем последнем руководителе, грубо говоря, кинул того же Санкару, и африканские военные этого не забыли. Но сейчас они искренне верят в то, что Россия им поможет. «Лишних пушек и стрелков» у Москвы на данный момент скорее всего нет, но столь благоприятного шанса закрепиться в Западной Африке и сейчас, и на будущее может у нее больше и не представиться.