Азамат Цебоев: "Роль мультуры в формировании досуга масс я хорошо изучил еще в детстве".
Фото Александра Гусова
Прав был классик, утверждая, что в каждой национальной культуре всегда есть две культуры. В нашем случае – это культура и мультура.
Функция культуры состоит в осмыслении жизни во всем ее многообразии, со всеми ее радостями и печалями. Задача мультуры – заполнение пауз и организация фона.
Культура связывает нас с прошлым, ориентирует в настоящем, помогает транслировать наши представления о мире в будущее. Она берет начало в древности и нацелена в вечность. Мультура существует только здесь и сейчас. Подобно всем хронофагам, она пожирает наше время, перерабатывая его в абсолютное ничто. Мы, оглядываясь, не увидим даже руин.
Роль мультуры в формировании досуга масс я хорошо изучил еще в детстве. При советской власти было принято в честь больших праздников ослаблять на пару дырочек идеологическую удавку и слегка облагораживать затхлый воздух нашего социалистического общежития подручными ароматизаторами.
Моими личными фаворитами среди праздников были Пасха и Новый год, когда вечерний телевизионный эфир начинало пучить от деликатесов. На неизбалованного советского зрителя вываливалось все небогатое, но калорийное развлекательное меню: истосковавшиеся по публике отечественные юмористы, злоупотребляющие шипящими эстрадные артисты стран народной демократии, сверкающие блестками и ляжками танцовщицы балета телевидения ГДР, отутюженные и напомаженные джеймсыласты и полимориа, романтично грассирующие джодассены и шарлиазнавуры – и так до самой аббы или бониэма где-нибудь в районе третьих петухов.
На Пасху, в частности, таким нехитрым путем, смазывая идеологический хер импортным вареньем, нас пытались удержать от крестного хода. В другие праздники скорее всего нас просто радовали, как умели. Я тем не менее каждый раз маялся всю ночь в ожидании хоть какого-нибудь дипперпла, а до самого утра – сплошной бисеркиров. Но в целом народ был доволен.
Судя по тому, что мне удалось увидеть в телике за время прошедших праздников-стрейч, сейчас все обстоит примерно так же.
Снова свет давно потухших звезд западной эстрады достиг наших голубых экранов – жаль, никто из их фанатов не дожил. Отечественные мастера сцены опять уверенно подтверждали старую кельтскую мудрость: какой в стране футбол, такой и шоу-бизнес. Более-менее смешно шутить по-прежнему удается только комедиклабовцам, все остальное – полный аншлаг. Забавно, что еще пару лет назад «Комеди Клаб» считался жутко маргинальным и не вылезал за периметр дециметра. Теперь его представители, укрепленные Ургантом с Цекало, являются лицами махрового мейнстрима, а по праздникам весь остальной эстрадно-развлекательный корпус страны заполняет паузы между их репликами. Одним словом, отпускало только на очень некоторых кинофильмах.
Надо добавить, что отечественные радиостанции всех диапазонов, периодические печатные издания и кинематограф на 90% идут в фарватере важнейшего из средств распространения мультуры на Руси.
Мультура – это культура в интерпретации поднявшегося выпускника философского техникума. Поэтому за культуру у нас, в частности на телевидении, де-юре отвечает один канал, а за мультуру де-факто – все остальные.
Культура помогает человечеству справляться с растущим, словно снежный ком, объемом знаний и за чередой естественнонаучных открытий каждый раз заново открывать себя и заново находить свое место в мозаике мироздания.
Мультура позволяет не заморачивается на подобную заумную хрень. Это легальный наркотик, prescription drug, который дает маленькому человеку то возможность вдруг почувствовать себя большим, вровень со звездами, то счастливым, то самым умным.
Приведу пример из повседневной жизни. Можно пойти в музей и окунуться в созерцание шедевра. А можно купить кило конфет и, поедая их, любоваться репродукцией на фантике. Что из этих действий пробудит больше положительных эмоций – большой вопрос. С точки зрения здравого смысла, достижение гармонии возможно при правильном сочетании высокого искусства и конфет. А с точки зрения активного потребителя мультуры одних конфет достаточно.
Для облегчения процесса выбора и гарантированного исключения из чистого потока мультуры случайных культурных примесей было придумано системообразующее понятие – формат. Он помогает своевременно регистрировать проявления культуры и локализовывать их в специальных медиарезервациях с заведомо невысоким рейтингом.
Люди уже стали забывать, что настоящее искусство часто печально. Ведь у него нет цели развлечь и успокоить. Оно демонстрирует, что мир не равен самому себе, а человек – это больше, чем приспособление для производства и потребления.
Не забудьте выключить телевизор.