Как получились Аристотель, Леонардо, Пушкин, Аршавин и все остальные – все равно загадка.
Фото Reuters
Каким бы изощренным, изобретательным, искусным ни был ум человека, на каждую невероятную историю, сочиненную из головы, всегда найдется история, имевшая место в реальной жизни, которая даст сто очков вперед любой самой смелой фантазии.
Этому есть два основных объяснения.
Согласно первому из них, каждый данный миг реальной жизни в мире пересекаются и взаимодействуют мириады смысловых и событийных линий. Они ежесекундно увязываются в непостижимое количество разнообразных сюжетов, большинство из которых не заканчивается ничем и без следа растворяется в темных водах реки времени. Но отдельные, наиболее удачливые и жизнеспособные получают продолжение и становятся частью какой-нибудь захватывающей истории. По ряду признаков эта версия напоминает одну концепцию, ставшую популярной во второй половине XIX века, которая, если отбросить подробности, описывает, как в результате невыносимо долгого и сравнительно случайного перебора комбинаций ингредиентов, сред, температур и до хрена еще чего в один прекрасный солнечный день где-то на Земле вдруг зародилась жизнь. А еще через сотни миллионов лет, проведенных природой за кропотливой селекцией, из той самой одноклеточной козявки, очнувшейся из небытия в теплой лужице, полной питательной химии, в конце концов получились Аристотель, Леонардо, Пушкин, Аршавин и все остальные. Эту теорию еще называют эволюционизмом.
Есть и другая версия происхождения удивительного. По своему доказательному аппарату она похожа на альтернативную, но не менее популярную теорию появления жизни, которая носит хрустящее название креационизм. Согласно ей, ничего не случается просто так, и копирайт на то, что было, есть и будет, принадлежит единому Творцу, который из века эксклюзивно курирует происходящее под Солнцем и Луной. Луну и Солнце Он, естественно, курирует тоже. Само собой, Творец всего по определению более изощрен, изобретателен, искусен в сочинении сюжетов, чем вся гильдия киносценаристов Америки вместе взятая, а этим ребятам, как вы знаете, палец в рот не клади. Тем более в отличие от заключенных в рамки своего воображения людей Творец играет не словами, а всем сущим, включая время, пространство и цены на нефть. Он развлекается, придумывая и разыгрывая вживую разнообразные сюжеты, от самых лихих и оскароносных до самых банальных и пошлых, вроде тех, что показывают у нас по телевизору.
И даже то, что вы читаете именно эти строки именно здесь, не случайно, а было задумано и воплощено Им путем умелого манипулирования целой кучей малознакомых друг с другом людей, каждый из которых до сих пор самонадеянно полагает, что обладает свободой воли.
Замечу по ходу, что в каждой из этих теорий я вижу свои достоинства и свои недостатки.
Первая более комплиментарна по отношению ко мне, как к представителю человеческого рода, поскольку допускает, что я не тварь дрожащая, а обладаю комплексом прав и обязанностей. С другой стороны, эта же теория перечеркивает все мои надежды на сколь-нибудь скорое воздаяние за совершенные мной добрые дела, ибо скорость, с которой обрабатываются входящие на этой всемирной сортировке, позволяет надеяться на джек-пот только теоретически. И еще она никак не комментирует, что будет после того, как неминуемо пересечешь свою линию горизонта, будет ли сиквел, и если да, то про что.
Вторая концепция, если верить ее адептам, оставляет меньше места для маневра и совсем не оставляет надежды на то, что даже мелкие деликты удастся замотать без последствий. Зато появляется шанс обналичить хорошие поступки в достаточно обозримом будущем и по неплохому курсу. А самое главное – если баланс белого на моей стороне будет положительным, то в вечность уже можно смотреть с оптимизмом.
Если честно, то лично мне безразлично, откуда жизнь черпает свои сюжеты – зарождаются ли они самостоятельно в грязи или организованно приходят в божественной рассылке, – до тех пор, пока мир не перестанет поражать мое воображение, я буду ему помогать без всяких предварительных условий.
Потому что знаю: никакое, даже самое значительное событие не окажет влияния на ход вещей само по себе. Нужен хороший рассказчик, способный складывать слова в увлекательные предложения, а предложения в тексты, которые пойдут гулять по свету, захватывая умы, сердца и души, заставляя каждого услышавшего тут же поделиться с тем, кто рядом.
Так, примерно две тысячи лет назад сложилась одна из самых трогательных и вдохновляющих историй, и судьба одного человека стала прологом к новой судьбе человечества.
Я хочу сказать, надо быть очень внимательным к тому, что творится вокруг, чтобы не упустить что-нибудь действительно важное. И еще: все, что мы знаем об этом мире, было однажды кому-то кем-то рассказано.
Говорят, Людовик XVI был человеком многих добродетелей, но абсолютно не интересовался текущей политикой. Как-то летним вечером 1789 года, возвратясь в Версаль с охоты, он, перед тем как отправиться спать, записал в своем дневнике: «Le 14 Juillet. Rien» – «14 июля. Ничего».