0
2097

19.08.2004 00:00:00

Между "ничто" и "нечто"

Тэги: стоикита, тень, искусство, анализ


Виктор Стоикита. Краткая история тени / Пер. с англ. Д.Озеркова под ред. Б.Останина. - СПб.: Machina, 2004, 269 с.

Профессор Фрибургского университета Виктор Стоикита выбрал для своей книги сюжет, казалось бы, маргинальный - историю тени в западноевропейском искусстве. Действительно, в искусствоведческих трудах этот необходимый и само собой разумеющийся изобразительный элемент, как правило, оказывается на периферии описания и анализа, как говорится, остается в тени. Чего нельзя сказать об антропологических и психологических исследованиях. Магическая функция тени у первобытных народов, ее связь с потусторонним миром, мотив тени как двойника - благодатнейшие темы для тех, кто имеет склонность к погружению в зыбкий и призрачный мир сознания и бессознательного. Теневой стороне человеческого существования отдали дань Фрезер и Фрейд, Пиаже и Юнг, наконец, тот же Делез. Так что нет ничего удивительного в том, что в эпоху большого междисциплинарного синтеза историк идей и образов Виктор Стоикита решился пролить свет на роль тени в сфере изобразительных искусств.

Стоикита назвал свою монографию "Краткая история тени", и, по существу, она и является не чем иным, как историческим обозрением. Однако свой взгляд на функцию тени в искусстве у автора все же есть. Мало того что он вслед за Плинием полагает началом живописи тот легендарный момент, когда "впервые была обведена линиями человеческая тень", он придает этому событию основополагающее значение: "Рождение изображения "от противного" в высшей мере существенно для западноевропейского искусства. Живопись появляется на свет в рамках тематического отсутствия / присутствия (отсутствия тела / присутствия его проекции). Диалектика этого отношения задает ритм истории искусства". Стоикита идет даже дальше - находит уместным провести параллель между мифом о происхождении живописи и "другим мифом, положившим начало западноевропейской теории познания, - Платоновым мифом о пещере", согласно которому человек в обыденной жизни подобен пленнику, заключенному в темницу и не видящему ничего, кроме теней. От этого сравнения Стоикита переходит к смелому выводу: "Искусство (истинное искусство) и познание (истинное) заключается в выходе за предел, полагаемый тенью".

Впрочем, автор не слишком увлекается построением собственной метафизики тени. Его основная задача все-таки историческая. Семь глав книги Стоикиты - это изложение нескольких основополагающих концепций тени, которые доминировали в различные периоды западноевропейского искусства, от античности до наших дней. Эпоху Древней Греции он называет этапом магического отношения к тени как к двойнику и выстраивает целую герменевтическую цепочку "художник - модель - тень как двойник модели - смерть модели - сакрализация живописного образа". Затем Стоикита прослеживает метаморфозы этого концепта вплоть до современности: лейтмотив тени как "другого" он обнаруживает, например, в рекламных плакатах фирмы Шанель и соцартовских полотнах Комара и Меламида. Таким образом, тема тени как двойника обретает статус архетипа. Еще одной архетипической функцией тени Стоикита называет символизацию всего "жуткого" и "призрачного" - тут на сцену выходит традиция "демонизации" тени за счет оптического искажения естественных пропорций. Такие тени особенно любили в живописи маньеризма, экспрессионизма и в фильмах нуар. От идеи "демонизации" тени один шаг до ее "овеществления", превращения тени из "ничто" в "нечто". Стоикита подробно разбирает написанную в начале XIX века историю о бедном юноше Петере Шлемиле, продавшем свою тень в обмен на волшебный кошелек и в результате потерявшем доверие окружающих. Вслед за большинством комментаторов этого поучительного рассказа Стоикита усматривает здесь символическое изображение истории об утрате человеком своей личности - налицо полная реабилитация тени, ее, так сказать, триумф в эпоху романтизма. Наконец, постмодерн тоже предоставляет богатый материал для коллекции теней фрибургского профессора, но уже в контексте деструктивного расщепления изображения, а не того утверждения "реального присутствия", которое было свойственно европейской традиции. За примерами Стоиките далеко ходить не надо. Марсель Дюшан, Энди Уорхол, Виктор Обзатц - все они любили поэкспериментировать с образами за счет виртуозного монтажа и неявного перелицовывания традиции. "Двойной Микки-Маус" Энди Уорхола - фетиш современной культуры, жутковатое впечатление от которого, согласно Стоиките, объясняется тем, что "двое "Двойного Микки-Мауса" никак не связаны с диалектикой оригинал / копия, и это обстоятельство беспокоит: каждый из них - одновременно и оригинал и копия. Одинаковые и разные, "клонированные" - это тот же и другой, чередующиеся и монументальные. Уорхол изображает его (их) на фоне из алмазной пыли, нередко используя этот технический (символический) прием для своих псевдоикон. Благодаря этому образ попадает на головокружительные высоты постмодернизма, воспринятого как эпоха появления и триумфа симулякров".

Предваряя свою книгу кратким введением о метафизическом значении тени, Виктор Стоикита почему-то не удосуживается подвести никаких итогов. Очевидно, постмодернистская традиция, о которой по преимуществу идет речь в последних главах, должна говорить не только за себя, но и за общий ход развития европейского искусства: мол, когда тень выходит из-под контроля, перспектив больше не видно. Иными словами, хотя до мглы кромешной нам, наверное, еще далеко, все же истинное искусство, как и истинное познание, не должно производить одни лишь призраки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
361
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
409
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
225
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
310

Другие новости