0
1592

13.12.2007 00:00:00

Трудно быть классиком

Тэги: тимур, врать только правду


Тимур. «Врать только правду!»/ Автор-составитель Екатерина Андреева. – СПб.: Амфора, 2007. – 527 с.

Самое замечательное в этой книге – жанр. Определить его в двух словах сложно. С одной стороны, перед нами том, целиком посвященный жизни и творчеству одного-единственного человека – лидера ленинградского андеграунда, создателя «Новой академии изящных искусства и художника группы «Кино» Тимура Новикова. То есть биография. С другой стороны, здесь отсутствует то, что традиционно образует самое существо биографического повествования – единая линия жизни. То есть, конечно, в разделе «Приложение» имеется некий хронологический конкорданс фактов жизни Тимура. Например: «24 сентября 1958. Тимур Новиков родился в Ленинграде в роддоме им. Снегирева на улице Маяковского...», «1980. Поступает на работу оператором бойлера в котельную, затем электриком в Русский музей (в 1982 году его оттуда увольняют за «авангардизм»)», «1987. Новиков начинает создавать текстильные панно «Горизонты» – полное выражение метода перекомпозиции...» И т.д. и т.п. Но хотя именно эта глава и называется «Биография Тимура Новикова», нетрудно догадаться, что такого рода послужной список, предваряющий именной указатель, выполняет лишь вспомогательную, упорядочивающую функцию. На самом же деле никакой жизнеописательной цельности здесь нет и в помине. Есть только двадцать разрозненных интервью, взятых Екатериной Андреевой у друзей и соратников Новикова, около десятка статей-воспоминаний (их же) и ряд документальных артефактов из архива Новикова – пара художественных манифестов, несколько теоретических текстов о новом искусстве и, конечно же, небольшая подборка частных фотографий. Так что получается с формальной точки зрения не биография, а всего лишь материалы к биографии. Собственно говоря, именно так – «Материалы к биографии Тимура Новикова» – и озаглавлено заключительное мемуарное эссе, принадлежащее перу лично Екатерины Андреевой и повествующее не столько об андеграундных корнях искусства Новикова, сколько о его постперестроечной художественной карьере, в которой, кстати, сама Екатерина Андреева, будучи куратором многих выставок Новикова, принимала живейшее участие.

Напиши Екатерина Андреева всю книгу в таком историко-публицистическом стиле, было бы, наверное, достоверно, но... не вполне. Потому что, несмотря на все свои нонконформистские симпатии, Андреева вот уже около двадцати лет входит в избранное число самых авторитетных отечественных арт-критиков. Принадлежа к художественной элите, она обладает властью и других наделять (или обделять) счастьем быть вписанным в реестры официальной истории искусства. Между тем собранные в этой книге записи ее бесед с Новиковым и его соратниками (Олегом Котельниковым, Иваном Сотниковым, Юрием Красевым и др.) в первую очередь подтверждают старую, правда, давно забытую истину: истеблишмент и нонконформизм – две вещи, логически несовместимые (хотя с коммерческой точки зрения это и не так). И ничто не позволяет ощутить эту исчезающую уже долю несовместимости лучше, чем жанр интервью. Екатерина Андреева задает вопросы на языке академического искусствознания: «А что тебе тогда не давалось? Какие художественные задачи?», или «Как устанавливались связи между художниками разных поколений?», или «А о московском концептуализме знали?». Ответы же звучат на корпоративном, не всегда цензурном сленге: «Наши московские знакомые делали глубокомысленные лица. Но они были ведь тоже молоды и больше слушали Свинью. Они нам говорили: «А вы слышали Свинью? У вас есть такой замечательный панк, он к нам тут приезжал, играл. У художника Врубеля гуляли в новостройках» (Олег Котельников). Или: «Мы вечно носили волосища длинные, грязные; мы были добрые и созерцательные. А панки несли в себе другой заряд. Это была другая энергетика» (Юрий Красев).

Только вот такая косноязычная, непричесанная, коробящая слух прямая речь способна передать слабые отзвуки далекого андеграундного бунта, экспонируемого ныне в мягком, щадящем глаза галерейном освещении. Другое дело, что сами его участники вовсе не избегали нового, постсоветского истеблишмента и даже испытывали некоторое внутреннее беспокойство, если их прошлое не укладывалось в параметры, установленные критиками в отношении новейшего искусства. Например, Тимура Новикова, как видно, лично задевало расхожее мнение специалистов, что в Ленинграде концептуализма не было, и за два дня до смерти он специально позвонил Андреевой из больницы, с тем чтобы поведать один важный «исторический факт»: «Поэт Горбовский с другом приходят в начале 1960-х в районную библиотеку и спрашивают: «Есть ли у вас роман Достоевского «Бесы»? – «Бесов» нет». – «А брошюра критика такого-то «Творчество Достоевского и упадническая буржуазная литература» есть?» – «Брошюра есть». – «Давайте!». И Горбовский с приятелем рвут на глазах у библиотекаря брошюру и начинают жевать... Вызывают милицию. Тут Горбовский говорит: «Можем ли мы возместить библиотеке ущерб? И достает из кармана две эти поганые брошюрки, которые продавались во всех книжных магазинах. И после этого говорят, что у нас нет концептуализма?!»

Что тут сказать? Хочешь быть классиком – соответствуй!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
395
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
450
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
259
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
345

Другие новости