Джованни Батиста Пиранези (1720–1778). Арка Константина Великого в Риме.
Джованни Батиста Пиранези (1720–1778). Арка Константина Великого в Риме. |
Искусствоведы давно уже отметили тот факт, что ландшафт и рельеф в живописных изображениях появляется в конце эпохи Возрождения. В европейской живописи возникает особый жанр – ведуты (итал. veduta – вид), особенно популярный в Венеции в XVIII веке. Ведуты – это картины, рисунки или гравюры с детальным изображением городского пейзажа. Истоки жанра можно проследить еще у итальянских живописцев XV века (Витторе Карпаччо, Джованни Беллини) и у художников и графиков дунайской школы.
Ведута выступает как изображение архитектурной графики, а в XV–XVI веках – как «топографически точный городской пейзаж». Особенности города, величие построек и достопримечательности местности естественные (реки, холмы и т.п.) и рукотворные (каналы, башни, колокольни) нашли свое отражение в ведутах.
В России задача фиксации живописными изображениями видов местности и рукотворных сооружений (крепостей–острогов) была возложена на живописцев, включенных в состав участников научных экспедиций в Сибирь и на Русский Север. Необходимо было представить зарисовки чем-либо примечательных мест.
В экспедициях Герхарда Фридриха Миллера, Иоганна Георга Гмелина и других обязательно были художники. Результатом работ рисовальщиков стал альбом «Собрание российских и сибирских городов», напечатанный в Санкт-Петербурге на 34 листах в 1769–1771 годах. Авторы делятся с потомками видами сибирских городов. Прежде всего это виды деревянных городов Сибири XVIII–XIX веков, стертых временем и пожарами. Культура этой живописи была привнесена европейскими художниками на государственную службу России: И.-В. Люрсениус, И.-К. Деккер, И.-Х. Берхан.
Российские художники с давних времен сопровождали посольства. Среди них наиболее известны пейзажи Андрея Мартынова (1768–1826). Он сопровождал российское посольство в Пекин и много писал китайские местности. Кроме картин, написанных масляными красками, у него немало рисунков и акварелей.
Вид города Енисейска. Гравюра с рисунка И.-В. Люрсениуса, конец 1730 – начало 1740-х годов. |
Большую роль в развитии культуры и истории Забайкалья и Прибайкалья сыграли ссыльные – декабристы и поляки. Сосланные на каторгу в Забайкалье декабристы оказались выдающимися изобретателями, писателями и художниками. Наиболее известным среди них как художник, оставивший потомкам виды местностей и городов Забайкалья, был Николай Бестужев. Известны акварели улочек Читы, виды Селенгинска, куда Николай Александрович был направлен вместе с братом на поселение.
Вторая волна ссыльных поляков также оставила живописные изображения прекрасной природы гор Южной Сибири. Среди них – Станислав Евгеньевич Вронский. Этот художник учился живописи в Варшавской художественной школе. Принял активное участие в польском освободительном восстании 1863–1864 годов. Был арестован и осужден к каторжным работам на Петровском заводе в Забайкалье, позже был переведен на поселение в Дарасун. Уже в Забайкалье был признан талантливым художником. Как художник принимал участие в экспедициях Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества вместе с ссыльными поляками (А. Чекановским, Я. Черским и др.).
Великолепные иллюстрации выполнены Вронским для журналов «Нива» и «Живописная Россия». За несколько лет до смерти С.Е. Вронский вернулся в Варшаву. Его картины и рисунки экспонируются в Польше, Чехии и музеях России.
комментарии(0)