0
22886
Газета Печатная версия

21.11.2023 17:23:00

Компактная форма Мироздания

О том, как важно иметь научный подход ко всем проявлениям реального бытия

Александр Самохин

Об авторе: Александр Александрович Самохин – доктор физико-математических наук.

Тэги: физика, литература, поэзия, брюсов


физика, литература, поэзия, брюсов Фото freepik.com

В 2022 году минуло ровно 100 лет, как Валерий Брюсов в своем стихотворении «Мир электрона» написал такие строки:

Быть может, эти электроны –

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом –

Вселенная, где сто планет;

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет .

По форме это произведение не обязательно относить к вершинам мировой поэзии, но его содержание наверняка обратит на себя внимание любого думающего человека. Академик Яков Борисович Зельдович в своей совместной с Владимиром Степановичем Поповым статье «Электронная структура сверхтяжелых атомов», опубликованной в ноябре 1971 года в журнале «Успехи физических наук» (т. 105, вып. 3), вспомнил о нем в таком контексте:

«Любопытно, что правильный ответ на вопрос о теории строения материи дан полвека назад русскими поэтами.

В последние годы стало модным противопоставление физиков и лириков. Налицо утрата глубокой сопричастности художника к научному прогрессу. Между тем когда-то, в 20-е годы, теория относительности и строение атома глубоко волновали воображение всех мыслящих людей. Валерий Брюсов в чеканных стихах рисовал планетарную систему атома, предвосхищая некоторые современные идеи о структуре частиц. Но еще примечательнее ощущение тесной связи между теорией микромира (поэт-словотворец называет эту теорию «атомосклад») и космосом, выраженное в двустишии Велимира Хлебникова:

Могучий и громадный, далек астральный лад.

Ты ищешь объясненья – познай атомосклад.

Точная ссылка с датировкой двустишия Велимира Хлебникова в статье отсутствует (кроме примечания, что это «Разыскания Я.Б. Зельдовича»). В остальном статья является вполне научной.

Неленивые и любопытные читатели могут узнать, например, какая история кроется в данном случае за таким явным отклонением от обычных научных норм цитирования, и воспринять ее как своеобразную иллюстрацию некоторых мыслей из стихотворения «Мир электрона».

Оказывается, Велимир Хлебников не имеет никакого отношения к представленному на страницах «Успехов физических наук» двустишию, введенному в оборот «разысканиями» академика Зельдовича. Яков Борисович таким образом выражал свое неравнодушие к другому академику, имя которого зашифровано в первой строке двустишия. Причем вторая строка двустишия имеет еще и альтернативную редакцию. В своей научно-популярной книге академик Аркадий Мигдал «Поиски истины» (М., 1983) отмечал: «Иногда стремление к самовыражению проявляется настолько сильно, что занятия одной только наукой оказывается недостаточно. Макс Планк был хорошим пианистом. Эйнштейн играл на скрипке. Ричард Фейнман играет на барабане бонго. Один наш известный физик пишет стихи: «…Желаешь объяснения – познай атомосклад!» (Физикам эта строчка подскажет его имя.) В Москве с успехом проходила художественная выставка «Ученые рисуют»…»

При этом на предыдущей странице в этой книге нарисован крылатый конь Пегас, несущий на своем хребте сидящего задом наперед человека в очках, который глядит в установленный перед ним телескоп. Нижняя часть опорной стойки телескопа расположена, естественно, у самого основания конского хвоста, а лицо в очках весьма похоже на физиономию «разыскателя».

Вернемся, однако, от печатных взаимоотношений некоторых физиков между собой в середине эпохи застоя к настоящей поэзии.

Фактическим предшественником Валерия Брюсова в его поэтическом отношении к познанию окружающей действительности можно считать известного английского поэта Уильяма Блэйка (1757–1827). Примерно в 1803 году им было написано четверостишие, выступающее началом (эпиграфом) для остальных 129 строк стихотворения с названием «Изречения невинности» («Auguries of Innocence»). Стихотворение это было опубликовано в 1863 году уже после смерти Блэйка. Почти дословный перевод этих четырех строк звучит как призыв к познанию «без конца и без края»:

Видеть мир в крупинке песка

И небо в цветке беспечном,

Уловить во мгновенье века

И ладонью объять бесконечность.

Если бы люди своевременно обращали внимание на все важные для их существования обстоятельства, то окружающий нас мир выглядел бы совершенно иначе. Однако большинство в своей повседневной жизни об этом просто не задумывается. Обретение способности видеть мир в максимально содержательном его восприятии невозможно без освоения базовых основ научного подхода к этому процессу. Обучение таким основам необходимо не только для тех, кто профессионально занимается научной работой, но и для всех других занятых активной деятельностью людей, вовлеченных в разномасштабные превратности окружающего мира.

Научный подход ко всем проявлениям реального бытия подразумевает учет всех относящихся к делу проверенных фактов с применением законов элементарной логики при их осмыслении и формулировке соответствующих выводов. Однако подобные замечания быстро тонут в непрерывном информационном потоке. 


Читайте также


Когда кумиры становятся коллегами

Когда кумиры становятся коллегами

Ирина Кулагина

Новый виток литературной мастерской Сергея Лукьяненко

0
1177
Тоска по миру гармонии

Тоска по миру гармонии

Мария Бушуева

Автопортрет Бориса Кутенкова, перерастающий границы личного

0
464
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
679
Я очень и очень болен

Я очень и очень болен

Александр Балтин

Вино и другие напитки на площадях и улицах русской поэзии

0
916

Другие новости