Элемент комплекса моделирования транспортного обеспечения морской ледостойкой стационарной платформы.
Развитие в нашей стране фундаментальных и прикладных вопросов теории корабля началось с открытия в 1894 году первого в России и шестого в мире опытового бассейна для проведения модельных экспериментальных исследований. Уже в первые годы работы благодаря полученным экспериментальным данным удалось существенно снизить потребляемую мощность будущих кораблей на этапе проектирования.
Опытовый бассейн
В 1882 году Морской технический комитет Морского ведомства, ведавший всеми вопросами кораблестроения, впервые рассмотрел вопрос о создании в России опытового бассейна, инициатива создания которого по праву принадлежала великому русскому ученому Д.И. Менделееву. Идея создания бассейна была активно поддержана главой Морского ведомства генерал-адмиралом великим князем Алексеем Александровичем.
В 1890 году Морской технический комитет одобрил эскизный проект опытового бассейна.
В 1891–1892 годах на острове Новая Голландия в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга была сооружена и забетонирована чаша канала, построено одноэтажное здание бассейна и примыкающее к нему двухэтажное здание со служебными и подсобными помещениями. Возглавил новое учреждение преподаватель Морской академии, позднее ставший профессором, капитан А.А. Грехнев.
Изначально бассейн был задуман как исследовательская лаборатория для определения сопротивления воды при движении судов.
В 1893 году внутри здания бассейна был завершен монтаж буксировочной тележки и оборудования. В июне 1893 года отлита первая парафиновая модель броненосного крейсера «Герцог Эдинбургский». Начаты проверочные испытания моделей броненосца типа «Полтава» и крейсера типа «Россия».
В 1894 году опытовый бассейн Морского ведомства официально начал работу. Он призван был определять мощность двигателей, потребную для достижения заданной скорости кораблей, и выявлять такую форму их корпусов, при которой эта мощность окажется наименьшей.
21 марта 1894 года опытовый бассейн посетили и ознакомились с его работой император Александр III, члены императорской фамилии и высшие чины Морского ведомства. Эту дату принято считать днем основания Крыловского государственного научного центра.
Преимущества использования опытового бассейна при проведении исследований в различных реальных и, что самое главное, контролируемых условиях заключались главным образом в экономичности и быстроте, с которой всесторонне изучались качества проектируемой формы корпуса во всем диапазоне скоростей хода судов и кораблей.
3 января 1900 года приказом по Морскому ведомству № 276 «исполняющим должность заведующего бассейном» был назначен капитан по Адмиралтейству Алексей Николаевич Крылов. Он выдвинул идею создания научно-исследовательского учреждения, в состав которого должны входить опытовый бассейн, испытательная и физико-химическая лаборатории для исследования судостроительных материалов, механическая и электротехническая лаборатории.
В этом же 1900 году по заказу адмирала С.О. Макарова в бассейне проводятся испытания моделей первого в мире линейного ледокола «Ермак». Цель – оптимизация носовых образований корпуса. С этого момента опытовый бассейн становится кузницей отечественных ледоколов. Одновременно выдающийся флотоводец проводит в бассейне серию модельных испытаний эскадренного броненосца «Петропавловск».
В январе 1908 года А.Н. Крылов назначается на должность главного инспектора кораблестроения. 13 февраля 1908 года по предложению А.Н. Крылова заведующим бассейном утвержден И.Г. Бубнов.
В 1911 году указом императора Николая II «…состоящий при С.-Петербургском порте бассейн для производства опытов для постройки судов» был переименован в опытовый судостроительный бассейн. Этим же указом были утверждены положение и временный штат бассейна.
Работа в интересах научной поддержки отечественного флота не останавливалась даже в годы Гражданской войны и последующего возрождения промышленности. В период индустриализации специалисты Крыловского центра стояли во главе создания программы строительства «большого флота».
Самый протяженный в мире глубоководный бассейн для определения ходкости кораблей и судов. |
16 августа 1931 года бассейн был преобразован в Научно-исследовательский институт военного кораблестроения Военно-морских сил рабоче-крестьянской Красной армии (НИИВК ВМС РККА или НИИ-1 ВМС). Институт передали из Наркомата ВМФ СССР в Наркомат оборонной промышленности и объединили с Научно-исследовательским институтом судостроения и судоремонта (НИИ-4). Поменялось и название: «НИИ-45 Центральный научно-исследовательский институт военного кораблестроения Наркомата оборонной промышленности».
В 1939 году еще раз меняется подчинение и название: «ЦНИИ-45 Центральный научно-исследовательский институт военного кораблестроения Наркомата судостроительной промышленности». В 1944 года ему было присвоено имя выдающегося корабела академика А.Н. Крылова.
Послевоенная эпоха и следующий за ней «золотой век» отечественного кораблестроения (60–80-е годы) – самые славные страницы летописи Крыловского центра. При активнейшем содействии крыловцев создаются проекты первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627 и первого в мире атомного ледокола, отечественных авианесущих кораблей. Неоценим вклад ученых в оснащение кораблей ракетным вооружением.
Нужно отметить, что предприятие стояло у истоков формирования исследований по физическим полям объектов морской техники – это направление и сегодня является одним из приоритетных. Неоценим вклад ученых в освоение арктического шельфа, включающий создание и обслуживание наукоемкой техники для добычи и транспортировки полезных ископаемых, а также проведение сложных морских операций в ледовых условиях.
В 2012 году состоялось переименование института во ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ).
На протяжении всей своей 130-летней истории центр решает важнейшие задачи по проектированию боевых кораблей и гражданских судов, морской техники, проводит уникальные научные исследования. Здесь получила свое рождение первая боевая подлодка «Дельфин».
С арктическим уклоном
Занимаясь разработкой морской техники для комплексного освоения арктического шельфа, предприятие вносит серьезный вклад в подтверждение статуса Санкт-Петербурга – центра арктических исследований. Подтверждение этого – активное участие в создании шедевров инженерной мысли атомных ледоколов проекта 22220.
Сегодня лаборатории КГНЦ оборудованы более 100 уникальными испытательными стендами. Среди них – самый протяженный в мире глубоководный бассейн для определения ходкости кораблей и судов; самый большой в мире ледовый опытовый бассейн для определения ледовых нагрузок на корабли, суда и инженерные сооружения; единственная в России ландшафтная аэродинамическая труба для модельных испытаний архитектурных объектов; исследовательский реактор для отработки вопросов ядерной и радиационной безопасности; оригинальные стенды для изучения вопросов вибрации, шума, электромагнитных и радиолокационных полей, самый мощный в отрасли суперкомпьютер.
Уникальный комплект систем электродвижения на переменном токе, разработанный КГНЦ, установлен на новом атомном ледоколе проекта 22220 «Арктика». Это первая подобная отечественная разработка, раньше такие системы создавал только немецкий концерн Siemens.
Атомный контейнеровоз «Севморпуть» – единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой. |
Специалисты Крыловского центра смоделировали до 2038 года и исследовали транспортное обеспечение морской ледостойкой стационарной платформы Приразломная (МЛСП). Здесь же разработана компьютерная имитационная модель платформы, создан вероятностный погодный генератор моделирования ветра, волнений, течений, дрейфа льда, условий видимости и других природных параметров в районе МЛСП. Все это позволило рассчитать оптимальные показатели скорости хода и расходы топлива вспомогательных судов и танкеров. В итоге выполнено более 12 тыс. имитационных «прогонов» работы системы до 2038 года.
Крыловский центр уже более 60 лет проектирует технику для освоения шельфа России. Он принял участие почти во всех значимых шельфовых проектах последних 10 лет – «Сахалин-1», «Сахалин-2», Приразломное нефтяное месторождение, Штокмановское газоконденсатное месторождение, причал «Варандей», месторождения Обской и Тазовских губ, российский сектор Каспийского моря.
Подводя итоги, думая о будущем
Столь активная работа КГНЦ не случайна – он участвует в стратегической федеральной программе 2013–2030 годов «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений». Госзаказ вместе с планами компаний «Газпром», «Роснефть» и «Росатом» составляет около 85% всей работы центра.
Статистика за все время существования Крыловского центра говорит сама за себя:
– испытано более 12 тыс. моделей кораблей, судов и объектов океанотехники;
– спроектировано и испытано более 9,5 тыс. гребных винтов и других типов движителей;
– выполнены прочностные и вибрационные испытания более 20 тыс. полунатурных и натурных корпусных конструкций;
– осуществлена техническая экспертиза около 2500 проектов перспективных судов и боевых кораблей, разработанных конструкторскими бюро отрасли.
Наиболее значимые практические результаты деятельности Центра – разработка и создание кораблей и судов с высокими скоростными и мореходными качествами; надежных средств защиты, скрытности и малозаметности по электромагнитным полям; высочайших стандартов прочности подводных лодок боевых надводных кораблей и судов всех типов; кораблей и судов принципиально новых типов или с новыми качествами, в том числе глубоководные подводные аппараты.
Крупнейший в мире ледовый опытовый бассейн для определения ледовых нагрузок на корабли, суда и инженерные сооружения. Фото из архива авторов |
Кроме того, центром разработаны утвержденные правительством РФ основополагающие документы, определяющие развитие отечественного судостроения: «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу», ФЦП «Развитие гражданской морской техники на период 2009–2016 гг.». Специалисты центра предложили концепцию формирования научно-технического задела в рамках утвержденной правительством РФ Государственной программы «Развитие судостроения на 2013–2030 гг.».
Заслуги центра перед Отечеством за его историю трижды отмечались награждением орденами самого высокого государственного статуса (1944 год – орден Трудового Красного Знамени, 1963-й – орден Ленина, 1984 год – орден Октябрьской Революции).
Основой основ научного потенциала центра, его гордостью являются сотрудники, выдающиеся специалисты в области кораблестроительной науки и практики. В центре созданы и активно работают 10 широко известных научных школ, в том числе школа, зарегистрированная в Реестре научных школ правительства Санкт-Петербурга. Из стен Крыловского государственного научного центра вышли многие прославленные главные конструкторы подводных лодок, в том числе и главный конструктор первой отечественной атомной подводной лодки В.Н. Перегудов, конструкторы ряда боевых надводных кораблей, министры отечественного судостроения, академики АН СССР и РФ.
Без талантливых сотрудников центра, без их высокого интеллекта, без их напряженного, самоотверженного труда в различные, порой очень сложные и тяжелые периоды истории нашего Отечества не могло бы существовать ни нашего уникального предприятия, ни его славных свершений на благо Родины! Это истинные творцы отечественной корабельной науки.
Ныне из 2155 специалистов центра – один член-корреспондент Российской академии наук, один член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, 156 имеют ученую степень кандидата и 32 – доктора технических и физико-математических наук, свыше 30 избраны в отраслевые академии. За время существования Центра пяти его сотрудникам были присвоены звания Героя Социалистического Труда и Героя Российской Федерации: академики А.Н. Крылов, В.В. Новожилов, В.М. Пашин, проф. А.И. Вознесенский и проф. Г.А. Матвеев. Более 600 сотрудников награждены государственными наградами, 110 стали лауреатами Ленинской премии, Государственной премии СССР и РФ, премии правительства СССР и РФ, премии имени Ленинского комсомола, а также других почетных званий.
Выдающимся и видным сотрудникам Крыловского государственного научного центра отечественная кораблестроительная наука обязана своим развитием на многие годы.