Источники теплоснабжения в Новокузнецке. Рисунок из брошюры «Внедрение современных подходов для реформирования теплоснабжения региона: новые возможности»
В конце декабря 2017 года Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ВШЭ) проанализировал состояние российской экономики. 2017 год показал, что отскок от нижней точки кризиса продолжался недолго – всего около года: с середины 2016-го до середины 2017 года. После этого вектор макроэкономических показателей развернулся – индексы как производства, так и внутреннего спроса застопорились. Примечательно, что новое ухудшение экономической динамики происходило на фоне практически постоянного роста нефтяных цен в третьем-четвертом кварталах 2017 года. На взгляд экспертов ВШЭ, это не является свидетельством принципиального изменения сырьевой модели, зависимой от нефтегазовых экспортных поступлений, но говорит об изменении параметров распределения в экономике экспортных сверхдоходов. За прошедший год стало очевидным, что сделанная в 2015–2016 годах ставка на рост внутренней нормы прибыли как стимула для увеличения инвестиций, компенсирующего страновые предпринимательские риски, в текущих российских условиях не играет ни в пользу роста внутренней эффективности, ни в пользу роста экспорта. Годовой прирост производительности труда в 2017 году не превысит 1,6%, а нетопливный экспорт, традиционно ограниченный металлами, химией, зерном и вооружениями, не показывает признаков диверсификации.
Помимо очевидных рисков ведения предпринимательской деятельности и спросовых ограничений, негативные настроения инвесторов подпитываются ожиданиями введения нового пакета американских санкций против российского крупного бизнеса.
В этой связи «НГ-энергия» при поддержке Агентства стратегических инициатив, предоставивших материалы региональных конференций, прошедших в прошлом году в Новокузнецке и Самаре и разрешивших их использование при подготовке статей по проблемам региональных рынков теплоснабжения, продолжает публикацию статей данной темы, которая была начата в 2017 году. При этом нас интересует взгляд бизнес-сообщества и властей на проблему финансирования начавшейся реформы теплоснабжения.
Конференция в Новокузнецке
На конференции в Новокузнецке заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко отмечал, что после принятия всех основных документов и подзаконных актов (что планировалось на 2017 год), которые регулируют новую модель рынка теплоснабжения, названную «альтернативной котельной», в соответствии с принятым 27 июля 2017 года Федеральным законом № 279-ФЗ первые пилотные регионы смогут начать переходить на эту модель. Важно отметить, что, по его словам, тариф альтернативной котельной может быть разным не только для каждого региона, но и для каждой системы централизованного теплоснабжения. Различное топливо, топология застройки и т.д. сильно влияют на конечную стоимость тепла у потребителя.
Как известно, искусственно удерживая низкие цены на ресурсы, регионы вынуждены дотировать из бюджета ряд ресурсонабжающих организаций. «В моем понимании, – подчеркнул замминистра, – можно давать деньги на развитие тепла в том числе и посредством дотаций. Но дотации тоже могут быть разные: можно дотировать ресурсоснабжающие организации напрямую и держать тариф заниженным для всех, а можно уходить к дотациям реально нуждающимся категориям потребителей тепла при справедливом уровне тарифа. Это два разных механизма». При этом без механизма альтернативной котельной отрасль централизованного теплоснабжения существовать не сможет. Новые системы отношений и тарификации должны создать стимулы для модернизации систем теплоснабжения, в том числе аккумулируя синергетический эффект с рынком электроэнергии. Согласно Энергетической стратегии России, до 2035 года необходимо модернизировать или построить заново до 50 ГВт из 160 ГВт тепловой генерации, работающей в России сегодня. «ТЭЦ надо либо модернизировать, либо на их месте строить новые, иначе мы увидим очередной «крест Чубайса». У нас есть некое понимание проблемы, и мы предлагаем использовать уже опробованный метод возврата инвестиций путем расчета доходности на капитал на длительный срок. Но с определенными новациями. В расчете цены ставки на электрическую мощность тепловой станции в новой модели будут учитывать объем выручки, получаемый с рынка тепла. В данном случае мы движемся в сторону модернизации именно теплоснабжения».
Рисунок из брошюры «Внедрение современных подходов для реформирования теплоснабжения региона: новые возможности» |
Как считает Кравченко, можно дотировать ресурсоснабжающие организации, а можно реально нуждающихся. Вложения в теплоснабжающую инфраструктуру городов дают ощутимый эффект для роста региональных экономик. Описывая принцип работы механизма альткотельной, замминистра полагает, что «в нашем понимании удается совместить в определенной степени два этих механизма, использовать механизм альтернативной котельной и получить новый объект генерации». В новом механизме, подчеркивает он, речь идет о модернизации тепловой генерации, работающей и на оптовом рынке электроэнергии и мощности, и на рынке тепла, то есть когенерации. Главный посыл Министерства энергетики, по его словам, заключается в том, что если мы модернизируем электроэнергетику, то нужно модернизировать и тепло. Таким образом, объем выручки от продажи тепла теперь будет учитываться в финансовой модели механизма модернизации генерирующих мощностей – так, чтобы денег хватало и на модернизацию тепловой части. «Нужно исходить из разумных расчетов тарифа – мы же модернизируем станцию, а не всю систему. Поэтому, – продолжал он, – если речь идет о модернизации станции или о строительстве новой генерации, необходимо просчитать разумный тариф на коллекторе. Дальше нужно рассчитать оптимальную загрузку станции. В подавляющем большинстве случаев у нас в крупных городах не один-единственный источник теплоснабжения в виде ТЭЦ. Есть еще котельные. Поэтому можно балансировать котельными, присоединяя те или иные районы, либо четко и правильно рассчитывать степень теплонагрузки этой тепловой станции. Но для этого нужна понятная схема теплоснабжения. В каждом случае будем подробно рассматривать возможные варианты развития».
При реализации нового механизма задача регулятора – корректно и правильно определить объемы генерации, которую он хочет получить посредством модернизации. По его словам, нет большой беды, если в системе будет небольшой излишек мощностей, потому что, во-первых, всегда должен быть резерв, во-вторых, благодаря имеющемуся излишку генерации в России относительно низкие цены на рынке электроэнергии, так как избыток – это еще и конкуренция. Если мощностей будет меньше, то и конкуренции будет несколько меньше, а возможностей для разгона цены – больше.
Проблема устаревшего парка мощностей
На конференции по проблемам модернизации теплоснабжения в Самаре. Фото из брошюры «Роль закона о теплоснабжении в модернизации городов Самарской области» |
По словам замминистра, в России избыточный и старый, неэффективный парк генерирующего оборудования. Его, с одной стороны, где-то надо сократить, а с другой – в определенных местах сильно обновить. «Задача генераторов – правильно все спрогнозировать, потому что, если они ошибутся, они недополучат объем выручки. Если запланировал станцию на 400 гигакалорий, а на самом деле загрузка окажется на 200, это твои проблемы. И в отрасли сейчас все достаточно четко это представляют», – уверен Кравченко. По его словам, сейчас в России будут ждать первых храбрецов, которые решатся на механизм альткотельной. Остальные регионы будут внимательно смотреть на механизм, на то, какова реакция на изменившуюся систему ценового регулирования. Дальше, если регулирование альткотельной затронет хотя бы основные места нахождения тепловой генерации, то мультипликативный эффект будет серьезным. Это будет означать модернизацию всей системы, что повысит спрос на основное теплоэнергетическое оборудование, трубы, арматуру, услуги проектировщиков, рабочие руки. Плюс возникнет эффект высвобождающихся ресурсов, произойдет снижение потерь тепла и воды, уменьшение потребления газа, угля, мазута. «Мультипликативный эффект очень серьезный. На один рубль вложений добавится три рубля к ВВП», – считает Кравченко. Более того, это очень серьезный шаг для развития промышленности, потому что почти весь спектр товаров, необходимых для модернизации отрасли, производится в России. «Поэтому модернизация даст очень серьезный эффект в экономике страны, я уже даже не говорю о положительных эффектах в сознании людей», – резюмирует Кравченко.
По мнению Алексея Храпкова, заместителя руководителя департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ, масштабная трансформация рынка тепла неминуема, ее необходимость уже давно перезрела. В результате реформы электроэнергетики в этом секторе появились рыночные отношения, возникла конкуренция. Рынок теплоснабжения стоит на пороге серьезных перемен. Откладывать реформу уже нельзя. Каждый год просрочки будет приводить к ухудшению состояния тепловой инфраструктуры. Внедрение современных подходов для реформирования теплоснабжения региона электроэнергией (без мощности) в стране не растет уже несколько лет. Тем не менее, поскольку городские ТЭЦ работают сразу на два рынка – электроэнергии и тепла, они становятся неконкурентоспособными по сравнению с другими производителями электроэнергии, хотя, казалось бы, с технологической точки зрения ТЭЦ находятся в выигрышном положении. Причина в том, что рынок тепла в России исторически крайне неэффективно отрегулирован. Системы теплоснабжения в нашей стране сильно отличаются друг от друга и в технологическом, и в экономическом отношении. Многие попытки привести всю систему к одному законодательному знаменателю окончились неудачей. Затраты и прибыль теплоснабжающих организаций до сих пор обеспечиваются с учетом перекрестного субсидирования. Один из самых крупных видов перекрестного субсидирования – перетекание денег между сетевой и генерирующей деятельностью. Потеря тепла в сети гораздо менее заметна, чем, например, остановка работы котла, поэтому многие регуляторы и органы власти не обращают должного внимания на критическое состояние сетей и не позволяют поддерживать сетевую инфраструктуру в надлежащем состоянии через тариф. В итоге большая реформа электроэнергетики затянулась: генерация электроэнергии уже десять лет живет на рынке, а неотъемлемое ее продолжение – рынок теплоснабжения – так и остался регулируемым по принципу «затраты плюс», то есть его финансовая сторона жестко контролируется муниципальными и региональными властями с низкой степенью долгосрочного прогнозирования, считает Храпков.
Как образуется цена
Структура Самарского городского агломерата. Рисунок из брошюры «Роль закона о теплоснабжении в модернизации городов Самарской области» |
Метод ценообразования «затраты плюс» сложился исторически и подразумевает, что компании отрасли должны утверждать в региональных энергетических комиссиях (РЭК) необходимую валовую выручку (НВВ). Исходя из ННВ определяется конечная стоимость продукции теплоснабжающих и сетевых компаний. Метод этот устоявшийся, однако приводит к негативным последствиям. Во-первых, он поощряет самых неэффективных субъектов рынка, так как дает максимальную выручку тому, у кого самые большие затраты. По сути дела, действует антирыночное правило: для обоснования дальнейшего роста тарифа нужно постоянно поддерживать низкий уровень надежности и высокий уровень расходов. Иными словами, высокие тарифы приводят не к улучшениям, а к консервации условий для сохранения больших издержек. Такие экономические отношения внутри отрасли здоровыми не назовешь. Во-вторых, метод «затраты плюс» крайне трудозатратен с точки зрения утверждения тарифов и требует от компаний и РЭК ежегодного пересмотра тарифов. В-третьих, он не дает долгосрочных ориентиров по тарификации для субъектов рынка, а это сильно снижает инвестиционную привлекательность регулируемых отраслей, так как они становятся непредсказуемыми.
Самарский вариант
На региональной конференции по проблемам теплоснабжения, проходившей в Самаре, отмечалось, что в Самарской области ведется реализация крупных инвестиционных проектов в нефтепереработке, химическом производстве, машиностроении, в том числе в автомобилестроении и авиакосмической отрасли, в сельском хозяйстве и в других отраслях. Как известно, в 2018 году область принимает матчи чемпионата мира по футболу. «Именно за счет средств, выделенных из федерального бюджета, идет активное строительство стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года и обновление дорожно-транспортной инфраструктуры в областном центре. Очевидный дисбаланс в развитии Самары – огромный износ фондов коммунальной инфраструктуры. Средний износ инженерных коммуникаций, находящихся в муниципальной собственности, составляет 76%, причем отдельные коммуникации имеют стопроцентный износ и требуют срочной перекладки. Нынешнее состояние сетей обусловливает низкую надежность эксплуатации, значительное количество аварийных ситуаций, что негативно отражается на качестве жизни горожан. Кроме того, недостаточная пропускная способность сетей – один из основных факторов, сдерживающих пространственное развитие города».
Как же решаются проблемы развития Самарской области с позиций теплоснабжения?
Компания «Т Плюс» в Самарском регионе
Компания «Т Плюс» – крупнейшая российская частная компания, работающая в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. Группа объединяет целый ряд генерирующих, сбытовых, транспортных и ремонтно-сервисных активов. Она обеспечивает теплом и электричеством практически каждого десятого жителя страны (14 млн человек) и около 160 тыс. юридических лиц. Сегодня компания дает работу более 50 тыс. человек в 16 регионах страны. Ключевой и одновременно крупнейший регион работы «Т Плюс» – Самарская область. Самарский филиал компании объединяет генерирующие и теплосетевые активы в четырех городах Самарской области: Самаре, Тольятти, Сызрани и Новокуйбышевске. В Самарском регионе имеются серьезные факторы, сдерживающие инвестиционную активность бизнеса. К ним относятся, как показала дискуссия на круглом столе, неопределенность перспектив роста экономики и сокращение внутреннего спроса.
Решения в области теплоснабжения
Переход в ценовую зону по методу альтернативной котельной – решение, обеспечивающее не только сохранение объема инвестиционной программы в генерацию и магистральные сети не ниже уровня 2017 года (2,7 млрд руб.), не только возможность инвестирования в наиболее изношенное муниципальное имущество (котельные и распределительные сети), но и гарантия эффектов от инвестиционных мероприятий. Что должно стать источником инвестиций в сокращение потребления, которые, очевидно, не могут и не должны нести ресурсоснабжающие организации?
В городах Самарского региона, переходящих в ценовую зону, реализация комплексной программы необходима, чтобы сдержать рост платежа населения при увеличении тарифа. Потенциал снижения потребления огромен: сегодня здания Самары по нормативам потребляют в 2–2,5 раза больше, чем аналогичные объекты в Латвии и Финляндии. Один из возможных источников инвестиций в повышение энергоэффективности зданий и сооружений – Фонд капитального ремонта Самарской области, ежегодный размер которого составляет 4 млрд руб., однако, даже если половина ежегодных взносов будет направлена на повышение энергоэффективности, модернизация четырех городов займет более 25 лет. Очевидно, что реализация подобной программы потребует понятной и прозрачной схемы привлечения финансирования. Варианты могут быть разные – от привлечения средств федерального бюджета в большой проект реализации новых схем теплоснабжения, позволяющих поднять качество жизни населения на недостижимый ранее уровень, до установления спецтарифа на повышение энергоэффективности городов, каждый из которых требует детальной проработки. Общий размер окупаемых инвестиций, требуемых для приведения системы теплоснабжения четырех крупнейших городов Самарской области к современным стандартам качества и надежности, оценивается в 100 млрд руб., из которых на долю частных активов приходится 25 млрд руб., на муниципальное имущество – 26 млрд руб., на установку индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) – 49 млрд руб. Вложение средств зависит от того, будут ли созданы необходимые условия для развития отрасли теплоснабжения. Одно из необходимых условий – предсказуемость и размер тарифов, другое – гарантии того, что эффекты от реализации инвестиционных и операционных мероприятий будут оставаться у бизнеса (на сегодняшний день это не так). Последние изменения методологии расчета тарифов вынудили региональные власти «простить» экономию от снижения стоимости газа, которая стала возможной только благодаря инициативному отказу от контрактного газа «Газпрома» и приобретению биржевого газа. Кроме того, текущий уровень (в Тольятти, Новокуйбышевске и Сызрани – один из самых низких тарифов в стране) и порядок формирования тарифов не обеспечивают необходимого объема инвестиций, даже достаточного для приведения к современным параметрам качества и надежности всех источников генерации и тепловых сетей в узле. Управление тарифным источником для целей инвестиций в Самарской области осложняется перекрестным субсидированием. Развитие тепловых сетей, источником тепла которых являются ТЭЦ, не поспевает за развитием города: строительство в основном идет на юге, на другом берегу реки Самары (Южный город) и на севере города (Кошелев-проект), однако новые площади обеспечиваются теплом от газовых котельных: квартальных, крышных и индивидуальных. Несмотря на очевидно более низкие цены на тепло в системе централизованного теплоснабжения (1316 руб. за гигакалорию без НДС), застройщики часто делают выбор в пользу снабжения теплом от котельной, потому что это дешевле при строительстве и дает более высокое качество ресурса в перспективе десяти лет. Фактор необходимости полной замены котельного оборудования через 15–20 лет покупатели не понимают и игнорируют.
Метод формирования тарифов «затраты плюс» позволяет продавать тепло от котельных в зоне ТЭЦ по более высоким тарифам. Годовой объем полезного отпуска тепловой энергии в Самаре в 2016 году составил 9759 тыс. Гкал. Наибольшую долю рынка производства тепловой энергии Самары занимают источники ПАО «Т Плюс» (две ТЭЦ, одна ГРЭС и две котельные) – 74% рынка и АО «Куйбышевский НПЗ» (одна ТЭЦ) – 9%; общая доля котельных в тепловом балансе города составляет 17%. В структуре потребления более 75% составляет жилой сектор, около 14% – промышленность (крупнейшие потребители – ПАО «Кузнецов», АО «Прогресс», АО «Авиакор») и 11% – коммерческие потребители.
Располагаемая тепловая мощность избыточна, как и во многих регионах страны, более 25% не востребовано даже в самые крепкие морозы: мощность источников ПАО «Т Плюс» составляет 4251 Гкал/час при пике потребления в последние годы 3066 Гкал/час. При этом объемы потребляемого тепла с 2011 по 2016 год снизились на 16%, текущие тенденции потепления и повышения энергоэффективности, по оценкам ООО «Ре-Форс», выполняющего работы по актуализации схемы теплоснабжения городского округа Самара, до 2023 года дадут снижение еще от 15 до 20%, в зависимости от объема вложений в энергоэффективность на стороне потребления. Централизованное теплоснабжение и система горячего водоснабжения от Самарской ТЭЦ (СамТЭЦ), Центральной (ЦОК) и Привокзальной отопительных котельных (ПОК) осуществляются по открытой системе (~75% города), а Самарской ГРЭС (СамГРЭС) и Безымянской ТЭЦ (БТЭЦ) – по закрытой (~25%). При этом источники СГРЭС (год строительства – 1900-й), БТЭЦ (год строительства – 1941-й) и ЦОК имеют большие сроки эксплуатации и наработку основного и вспомогательного оборудования и неэффективны как на оптовых рынках электроэнергии и мощности (ОРЭМ), так и на розничном рынке тепловой энергии. Из 1435 км тепловых сетей, находящихся в эксплуатации АО «Предприятие тепловых сетей», входящего в группу компаний «Т Плюс», основной проблемой являются 383,4 км бесхозяйных тепловых сетей, находящихся в аварийном состоянии. Муниципальные и бесхозяйные тепловые сети со средним возрастом более 30 лет – главная угроза надежности теплоснабжения города. Показатель удельной повреждаемости на квадратный метр по сетям ПАО «Т Плюс» составляет 0,0254, по бесхозяйным сетям этот показатель почти в 10 раз больше и равен 0,2066, при этом средства, необходимые на реконструкцию принадлежащих городу и бесхозяйных тепловых сетей, в муниципальном бюджете отсутствуют. Оптимизация схемы теплоснабжения предусматривает вариант закрытия двух источников тепла (СамГРЭС и ЦОК) с переводом нагрузок на ПОК и СамТЭЦ, а также перевод в режим котельной Безымянской ТЭЦ. Закрытие Самарской ГРЭС будет иметь не только важный социально-политический эффект в результате объединения двух разделенных источником набережных Самары и редевелопмента территории, но и серьезный экологический эффект от устранения источника выбросов в атмосферу.
Современная и надежная схема теплоснабжения Самары потребует модернизации СамТЭЦ, которая, несмотря на то что находится в центре тепловых нагрузок и обеспечена более чем 200 Гкал/час тепловой нагрузки в межотопительный период, не попала в программу модернизации ДПМ-1. Другим важным изменением схемы теплоснабжения должно стать включение в комплексную инвестиционную программу города индивидуальных тепловых пунктов, позволяющих не только исполнить требования Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» о закрытии схем теплоснабжения к 1 января 2022 года, но и обеспечить современный уровень качества, а также повысить энергетическую эффективность системы за счет регулирования, снизив потери на потреблении. Общий объем окупаемых инвестиций, требуемый для приведения системы теплоснабжения Самары к современным стандартам качества и надежности, оценивается в 47,6 млрд руб. за 10 лет, при этом необходимый объем инвестиций в частную генерацию и тепловые сети составит 11,9 млрд руб. (25%), в муниципальное имущество – 12 млрд руб. (25%), а оставшаяся часть в объеме 23,7 млрд руб. (50%) – это инвестиции на стороне потребления, в частности жилищного фонда. Инвестиции, направленные на повышение эффективности бизнеса, на повышение качества услуг, можно делать только исходя из долгосрочной перспективы. В капиталоемкой коммунальной отрасли невозможно строить инфраструктуру, живя одним, двумя, тремя годами и не понимая, как будет меняться спрос.
Однако в России практика пока складывается иначе. Все дискуссии о выстраивании долгосрочных отношений скатываются к тарифам, тогда как главным посылом должна стать комплексная модернизация всей системы теплоснабжения и водоснабжения городов. Вопрос комплексной модернизации сложный, он требует ответственности от власти, вложений от ресурсников, активной работы от управляющих компаний и законодателей, но самое главное – поддержки населения.
Компания «Т Плюс» управляет семью электростанциями в Самарской области и двумя крупными котельными, то есть имеет девять источников генерации системы централизованного теплоснабжения. Из них пять в Самаре, два в Тольятти и по одному в Сызрани и Новокуйбышевске. Кроме того, «Т Плюс» управляет тепловыми сетями разного объема во всех четырех городах.
«Самая большая проблема Самары – бесхозные тепловые сети общей протяженностью почти 400 км. Это огромный объем тепловых сетей, которые замечали, только если они рвались. Три года назад их передали в эксплуатацию нам – Единой теплоснабжающей организации (ЕТО), но передали без тарифа на модернизацию и реконструкцию. И все последние три года дополнительно передают очередные бесхозяйные сети», – говорит директор филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» Дмитрий Трушков. «Только Самара передала «Т Плюс» около 200 км бесхозяйных сетей. Ведь ими вообще никогда планово не занимались. Если управляющие компании при пуске тепла обнаруживали на них прорыв, то ставили хомут или заваривали, меняли минимальный участок и закапывали обратно. Никто это не инвентаризировал. И вот эти 200 км ржавых труб – это трубопроводы к потребителям. Хочешь ты, не хочешь – идешь и все это осенью ремонтируешь. Тепло населению давать надо. Это мина замедленного действия, и время взрыва зависит от множества параметров – от погодных условий, от качества опрессовки сетей и так далее. Ну и, имея такие сети в городе, по статистике, ты уже не можешь быть хорошим, потому что при пуске тепла у тебя в этих сетях всегда происходит прорыв, – описывает ситуацию временно исполняющий обязанности заместителя председателя правительства – министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Сергей Крайнев. – А инвентаризировать все это как? Их на картах нет, на схемах нет. Есть какие-то люди, которые точно помнят, что эта труба здесь. Можно что-то в схеме дорисовать. Постепенно картина формируется, но качество самой трубы никто не проверял. Поэтому главный инженер, который 30 лет проработал на тепловых сетях, ценнее любого искусственного интеллекта. Он точно знает, куда лезть нельзя, а куда, с чем и в какие сроки – можно».
Все бесхозяйные сети передаются в единую теплоснабжающую организацию (ЕТО). «Городу удобнее, когда мы имеем статус ЕТО. Есть понимание, что это одна компания, она за все ответственна, с подрядчиками отношения выстроены, по ремонтам, по земляным работам обратная связь налажена. Городу удобно работать с одним окном, нежели свои ресурсы направлять на общение с множеством непонятных подрядчиков и юрлиц», – говорит Дмитрий Трушков. Таким образом, взяв на себя статус ЕТО в городах Самарской области, «Т Плюс», с одной стороны, укрепилась в регионе, а с другой – вынуждена решать стратегические задачи модернизации теплоснабжения.
Долгосрочные отношения
В разных городах Самарской области ситуация неодинаковая. «Целевое видение компании «Т Плюс» – концессия, с тем чтобы мы как концессионер и город как концедент понимали, в какое целевое состояние нужно привести это имущество и какая долгосрочная инвестиционная программа должна этому соответствовать», – говорит Дмитрий Трушков.
Чтобы создать оптимальные условия для ускорения инвестиционного процесса, в настоящее время правительство Самарской области ориентировано на анализ слабых мест и разработку мер по снижению административных барьеров для бизнеса, по предоставлению инвесторам новых инструментов финансовой и нефинансовой поддержки, по продвижению региона. В этом процессе задействованы все органы исполнительной власти региона, но основная работа ложится на Министерство строительства Самарской области и Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Как уже отмечалось выше, во всех городах области, где присутствует «Т Плюс», есть избыток тепловых мощностей. Но прежде чем работать с этим, компания должна определить, каким будет потребление в целевом состоянии (в будущем). От этого зависят дальнейшие действия теплоэнергетиков. «Можно идти двумя путями, – рассказывает Дмитрий Трушков. – Первый – мы просто уменьшаем текущий избыток мощностей под текущую модель потребления, когда ежегодно потребление уменьшается на 1–2%. Люди уже самостоятельно занимаются энергоэффективностью. Фонд капремонта занимается утеплением фасадов, старые аварийные дома выводятся из эксплуатации, строятся новые, с ИТП, с погодозависимой автоматикой, с современным нормативом теплопотерь, к уменьшению потребления. Второй путь – осознанно управлять снижением потребления».
В «Т Плюс» развитие событий видят следующим образом. «Самарская ГРЭС как источник теплоснабжения для современного уровня технологий крайне неэффективна. Но, пока она вынуждена производить тепловую энергию, мы не можем перенести эту мощность на другие станции. Мы не можем себе позволить понести большие капитальные затраты на модернизацию СГРЭС, но и не можем вложить миллиарды, чтобы перезапитать потребителей от других теплоисточников. Есть и третий вариант – заняться энергоэффективностью у клиента, чтобы мы могли перезапитать их без значительных инвестиций в сети. Закрытие Самарской ГРЭС будет иметь не только важный социально-политический эффект в результате объединения разделенной сейчас СГРЭС набережной Самары и редевелопмента территории, но и серьезный экологический эффект от устранения источников выбросов в атмосферу. Пока же варианта закрыть Самарскую ГРЭС нет, она и дальше будет перекладывать свою неэффективность на общую выручку филиала», – говорит Дмитрий Трушков. По словам Сергея Крайнева, подходить к проблеме необходимо взвешенно и просчитанно. Расчет важен с точки зрения расходов людей. «Удельные показатели на содержание единицы мощности будут расти. Если у тебя 1000 единиц мощности, а продаешь ты только 500, то содержание еще 500 единиц резерва – это дополнительные расходы, которые лягут на существующих потребителей. Профицит есть во всех городах, и кто-то должен проявить волю и вывести эти лишние мощности. Естественно, генерирующие компании не хотят этим заниматься, потому что они живут в парадигме «затраты плюс»: чем я больше покажу мощности, тем больше моя выручка. Поэтому анализ требуется с двух сторон: кто-то должен честно сказать, что город больше никогда не потребит 1000 единиц мощности, но он потребит от 400 до 600 единиц при различных перспективах развития», – говорит Крайнев. «Энергетический баланс должен быть посчитан и отображен в схеме теплоснабжения. Из него и надо приходить к решению, какие источники и в каком виде в будущем должны существовать», – утверждает Сергей Крайнев. По его словам, отказ от лишних источников высвободит деньги для инвестиций. «Либо снижение платежей, либо инвестиции, рост качества и безопасности. Я не исключаю, что после оценки этого баланса к тарификации по модели альткотельной мы придем логически просто», – говорит Крайнев. «Власти понимают, что тариф можно осознанно привести к рыночному уровню, занимаясь энергоэффективностью, а можно дождаться того, что просто все в какой-то момент начнет взрываться и все равно тебе нужно будет ремонтировать, искать деньги. И ты будешь вынужден в авральном режиме этот тариф повышать, чтобы его хватало на реанимацию системы», – считает Дмитрий Трушков. Сейчас власти и бизнесу необходимо формировать «дорожную карту» совместных действий. Однако, по словам Трушкова, без участия клиента из ситуации не выйти: «надо уменьшить потребление, взамен увеличить тариф и эти инвестиции из возросшего тарифа вложить в обеспечение надежности всей системы, чтобы она стала другой – эффективной».
По словам Дмитрия Трушкова, утепленный дом дает потенциал снижения потребления по Самаре до 40%, «и тогда в Самаре нужно будет не пять источников теплоснабжения, а два. А концентрация производства тепловой энергии сосредоточится на одном активе – Самарской ТЭЦ, в пиковый режим будет подключаться еще одна котельная. Такая схема дает большой синергетический эффект».
Откуда берется высокий тариф
Начинать планомерное снижение потребления нужно со стороны клиента. «Если мы снизим потребление на стороне клиента, то тепловая сеть потребует меньших вложений в перекладку, так как диаметр труб можно уменьшить. Меньший диаметр – это меньший размер необходимых вложений. Сама труба стоит дешевле, затраты на перекладку будут ниже, а это дополнительный синергетический эффект. При этом чем меньше диаметр трубопровода, тем меньше потери, а это вновь рост эффективности. На электрической станции на величину снизившихся потерь и потребления мы сразу сможем снизить количество генерирующих активов, количество оборудования – основного, вспомогательного. В результате ТЭЦ можно сделать более компактной и экономить на том же содержании ее территории», – рассказывает Трушков. А если при модернизации системы теплоснабжения произойдет переход на закрытую схему водоснабжения, то возникнет возможность изменения технологий химводоочистки. В итоге вновь уменьшается количество оборудования и площадей. Сегодня расходы на содержание старых технологических решений, заложенных еще при советской власти, накапливаются и выливаются в высокий тариф.
Неэффективное потребление заставляет нас содержать неэффективную генерацию, делать недостаточно эффективные инвестиции внутри тарифа. Когда же начинается приведение системы к эффективному состоянию, то внутри действующего тарифа повышается маржинальность и возникает возможность для инвестиций. «Снижается потребление – увеличивается тариф, платеж остается прежним. Но при этом увеличивается возможность инвестиций в повышение надежности. И такой эффект для граждан – это хорошо. В дальнейшем динамика роста тарифа точно будет ниже, потому что сама система через пять, семь или десять лет приходит совершенно в другое, эффективное состояние», – описывает изменения Дмитрий Трушков.
Следует отметить важный аспект реформы теплоснабжения. Он состоит в том, что цена альтернативной котельной – это предельный уровень, выше она быть не может. Но она может быть значительно ниже, так что вопрос цены – по-прежнему предмет договоренности между тепловыми компаниями и потребителями, то есть долгосрочного договора. Базовым элементом закона является то, что переход к новой модели осуществляется в условиях соглашения между муниципальной властью и бизнесом, это элемент государственно-частного партнерства. Схемы теплоснабжения закрепляют, как будут использоваться источники тепловой энергии и тепловые сети в муниципальном образовании и какие мероприятия необходимо на них провести. В России нет дефицита источников тепловой энергии, и очень часто многие проблемы, в том числе проблема высоких тарифов, возникают от переизбытка тепловых мощностей. Есть города, где избыток мощностей вдвое превосходит реальную потребность. В результате новая модель закрепляет ответственность бизнеса перед властью за исполнение принятых на себя обязательств. То есть стороны договариваются об инвестиционных обязательствах ЕТО и долгосрочных параметрах цены на тепло, и это заметно упрощает модернизационный процесс и сразу нивелирует все минусы действующего тарифообразования «затраты плюс». Во-первых, при тарификации по принципу альткотельной отпадает необходимость ежегодного утверждения тарифов в РЭК для каждой организации, что высвобождает значительные трудовые ресурсы. Во-вторых, такая модель дает долгосрочные ориентиры по тарификации и запуску инвестиционных проектов. В-третьих, это стимулирует энергоэффективные мероприятия, так как снижение затрат не влечет за собой автоматического уменьшения НВВ предприятий. В-четвертых, тариф альткотельной не подвержен политической конъюнктуре. В-пятых, возникает конкурентная борьба, и выигрывает самый эффективный собственник. По большому-то счету новая модель рынка тепла не является новацией. С точки зрения ценового регулирования аналогичный принцип эталона уже реализован, например, в тарификации услуг гарантирующих поставщиков электроэнергетики. Этот же принцип реализован в нормировании услуг передачи электроэнергии. Министерство экономического развития разрабатывает эталонный принцип формирования услуг на водоснабжение и водоотведение. ФАС разработала законопроект о госрегулировании тарифов и проект указа президента РФ о развитии конкуренции, где принцип эталона регулирования цен и тарифов является приоритетным.
В итоге экономическая модель компаний, работающих в сфере теплоснабжения, должна выстраиваться по совершенно новым принципам, когда вложения в модернизацию и возможность окупить их основаны на возможности сохранить эффект от снижения издержек при одновременном сохранении или оправданном небольшом повышении платежа населения. Методы «от затрат» и «котловой метод» выгодны неэффективным компаниям, отказ от такого регулирования приведет к устранению конфликта интересов, повышению эффективности, прекращению деградации отрасли. Да и в целом необходимо снизить избыточное государственное регулирование и политизированность принятия решений в сфере теплоснабжения с одновременным повышением ответственности бизнеса перед потребителями и властью.
комментарии(0)