Greenpeace выступает в защиту городской воздушной среды. Фото с сайта www.greenpeace.ru
В конце октября в Женеве проводилась Первая глобальная конференция по загрязнению воздуха и здоровью. Ее провела Всемирная организация здравоохранения. Одной из тем этого мероприятия стало улучшение мониторинга качества воздуха.
Известно, что загрязнение воздуха – одна из главных причин преждевременной смертности в мире, с которой связано до трети всех смертей от инсульта, рака легких и болезни сердца. Ежегодно из-за него умирает более семи миллионов человек. Уровень загрязнения атмосферного воздуха превышает рекомендованные ВОЗ показатели качества воздуха в большинстве городов мира. Российское отделение Greenpeace оповестило о проблемах с информированием о качестве воздуха в нашей стране и перспективах их решения организаторов конференции: Всемирную организацию здравоохранения, Программу ООН по окружающей среде и Коалицию за сохранение климата и чистоты воздуха для сокращения концентрации нестойких загрязняющих веществ. В заявлении, распространенном Greenpeace, высказывается надежда, что «международное сотрудничество поможет исправить существующие недостатки, и российские граждане смогут получать информацию о качестве воздуха и его влиянии на здоровье ежедневно в полном объеме и доступной форме, с использованием самых передовых технологий». Так прокомментировал ситуацию эксперт российского отделения Greenpeace Василий Яблоков. В этой связи Greenpeace потребовал от Роспотребнадзора публиковать актуальные данные о загрязнении воздуха онлайн. У ведомства есть нормативы, которые обязывают информировать граждан о загрязнении атмосферного воздуха, в том числе на интернет-сайте, однако в них не указано, в каком формате и объеме следует это делать. Чтобы такая возможность появилась, Роспотребнадзор должен изменить регламент по информированию.
Надо сказать, что о необходимости развивать это направление руководитель Роспотребнадзора Анна Попова указывала еще в июле на Moscow Urban Forum.
«Мониторинг – это наша часть задачи, и мы понимаем, что должны искать новые направления. Мы это делаем, мы пересматриваем свои подходы к социально-гигиеническому мониторингу и готовы к новому формату. Это, конечно, обращение с тем объемом, который мы нарабатывали и нарабатываем, на другом технологическом уровне», – говорила она.
С некоторых пор, просматривая Евроновости, я стал обращать внимание на то, что телепрограмма публикует не только температурные данные по всему миру, но и уровни загрязнения окружающей среды. Не могу сказать, что в России эти показатели лучше, чем в ведущих городах Европы. Нередко они превышают, например, соответствующие показатели Берлина в 2 раза. Наиболее опасным является диоксид азота.
Диоксид азота (NO2) – газ желто-бурого цвета с резким запахом (в тех концентрациях, в которых встречается в атмосферном воздухе крупных городов, – в основном без запаха), обладает выраженным раздражающим действием на дыхательные пути, общетоксическим действием. Диоксид азота является производной процесса сгорания и обычно встречается в атмосфере в тесной связи с другими основными загрязнителями. Поскольку содержание диоксида азота легче поддается измерениям, он часто выступает в качестве основы для косвенного анализа по целому ряду загрязняющих веществ, а также оценки качества атмосферного воздуха в общем. Один из основных источников загрязнения воздуха диоксидом азота – транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания, в первую очередь низкого экологического класса и дизельные. Также свой вклад вносят объекты энергетики, теплоснабжения, промышленность. При этом в суммарном загрязнении воздушной среды городов, в том числе диоксидом азота и другими ассоциированными загрязнителями, доля автотранспорта может достигать 80–90%. В соответствии с Докладом о человеческом развитии в Российской Федерации за 2017 год загрязнение воздуха автотранспортом занимает первое место среди факторов окружающей среды, влияющих на здоровье населения страны. Значительный рост количества автомобилей и сохраняющиеся тенденции автомобилизации усугубляют данную проблему. Растущая интенсивность движения без учета пропускной способности улично-дорожной сети городов приводит к регулярному возникновению сетевых заторов и повышенному выбросу опасных соединений.
Загрязнение воздуха автотранспортом наносит ущерб не только здоровью населения, но и снижает туристический и инвестиционный потенциал города, что в совокупности приводит к серьезным экономическим последствиям.
Инициатива российских Зеленых
Летом 2018 года волонтеры совместно с российским отделением Greenpeace в рамках проекта «Гринпис Воздух» провели первое в России масштабное исследование локального загрязнения воздуха. Целью исследования является выявление зависимости концентраций диоксида азота от близости к источникам загрязнения, в первую очередь к дорогам с интенсивным движением автотранспорта. Для проведения исследования были выбраны 8 российских городов-миллионников, включая города-спутники: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Воронеж, Ростов-на-Дону. Доступные данные экологического мониторинга свидетельствуют о наличии повышенных концентраций диоксида азота в этих городах. Кроме того, именно в этих городах есть активные волонтерские группы, которые ранее принимали участие в проекте «Гринпис Воздух». За проведение исследования в каждом городе отвечал координатор. В качестве инструмента были выбраны диффузионные трубки Палмса, которые используются для определения концентрации загрязняющих веществ пассивным методом отбора проб. Отбираемые газы, в данном случае диоксид азота, попадают в открытый конец трубки и собираются абсорбирующим материалом в результате молекулярной диффузии. Диффузионные трубки – это доступное и относительно простое в использовании оборудование. Данная технология широко используется для проведения мониторинга качества воздуха в разных странах. ГОСТ Р ЕН 13528-3-2010 содержит положение, которое описывает мотивы использования трубок Палмса при исследовании, проводимом волонтерами: «Экономичность и простота обслуживания диффузионных пробоотборников делает их идеальным средством для организации мероприятий по информированию населения. В частности, сама методика измерений может быть эффективно внедрена при организации мероприятий по повышению информированности населения и в дидактических целях».
Исследование проводилось по методике, апробированной ранее в некоторых европейских странах, в том числе Бельгии и Германии, под научным руководством Университета Эксетера. Результаты анализировались сертифицированной лабораторией в Великобритании. Методикой были учтены факторы, которые могут повлиять на результат исследования, в связи с этим были разработаны инструкции и сделаны ограничения при выборе мест установки диффузионных трубок. Все координаторы прошли специальный инструктаж по способам хранения, транспортировке, выбору места установки трубок. В основном трубки устанавливались вблизи автодорог и на высоте от 1,5 до
Концентрации диоксида азота распределились следующим образом: 29 проб – до 10 мкг/м3, 71 – от 10 до 20 мкг/м3, 108 – от 20 до 30 мкг/м3, 76 – от 30 до 40 мкг/м3, 49 – более 40 мкг/м3. Максимальное значение 101,39 мкг/м3 было зафиксировано в Москве на пересечении Бакинской улицы и Кавказского бульвара. В России в соответствии с гигиеническим нормативом предельно допустимая среднесуточная концентрация диоксида азота в населенных пунктах составляет 40 мкг/м3 (ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений»). С помощью пространственного анализа было выявлено, что у 53% проб, собранных на расстоянии менее
При анализе проб с концентрацией более 40 мкг/м3 было выявлено, что 38 из 49 проб находились на близком расстоянии от дорог (до
Проведенный анализ подтвердил тот факт, что ведущим фактором в распределении концентраций диоксида азота является близость к улицам с интенсивным движением автотранспорта. В городах вблизи жилых домов наблюдаются превышения гигиенических норм фоновой концентрации диоксида азота, что негативно влияет на здоровье жителей. Для достижения безопасных концентраций диоксида азота необходимо уменьшить интенсивность транспортных потоков, в том числе путем уменьшения количества поездок на личном автотранспорте, создания зон пониженных выбросов, то есть ограничения движения автотранспорта низкого экологического класса. В первую очередь необходимо обеспечить приоритет общественного транспорта, а также создать безопасную инфраструктуру для пешеходного и велосипедного движения. Данные меры способствуют кардинальному снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха и улучшению качества жизни городского населения. Необходим эффективный контроль качества воздуха, в том числе путем организации непрерывного мониторинга, а также предоставления населению достоверной, полной и открытой информации в онлайн-режиме.
Датчики замеров качества воздуха, установленные
Greenpeace в Москве. Карта с сайта www.greenpeace.ru |
Результаты анализа московского воздуха
В этой связи несомненно заслуживает внимания требование к Роспотребнадзору публиковать данные о загрязнении воздуха в онлайн-режиме. Это требование уже поддержали активисты из Москвы, Челябинска, Новокузнецка, Екатеринбурга, Тюмени, Ростова-на-Дону, Рязани, Казани и Орехова-Зуева, в том числе движения «СТОП ГОК», «Челябинск, дыши!», «Открытая Россия», «Протестный Кузбасс», «Время!». Почему появляются такие требования?
Дело в том, что 17 октября в большинстве районов Москвы была превышена среднесуточная предельно допустимая концентрация (ПДК) диоксида азота. В вечерние часы была превышена и разовая ПДК, то есть вредных веществ в воздухе было столько, что они могли вызывать раздражение слизистых и резкое ухудшение самочувствия. Как сообщает Greenpeace, на сайте московского управления Роспотребнадзора, однако, не появилось никакой информации о превышении ПДК диоксида азота и мерах, предпринятых для защиты здоровья москвичей.
Greenpeace обращает внимание, что с 14 октября на юго-востоке Москвы ежедневно фиксируется превышение разовой ПДК сероводорода. Такая ситуация для Москвы уже стала типичной, что не делает ее менее опасной. Сероводород – это высокотоксичный газ, и Роспотребнадзор по закону обязан предпринимать меры для защиты граждан от таких выбросов.
Но ведь в столице имеется развитая сеть мониторинга качества воздуха, информация которой должна служить основанием для срочных действий. Однако сейчас ее потенциал не используется, хотя у Роспотребнадзора есть правовые возможности получать данные о качестве воздуха от других ведомств, давать им оценку и информировать население.
Greenpeace требует от Роспотребнадзора оперативно, в полном объеме и доступной форме информировать население о санитарно-эпидемиологической обстановке, в том числе о качестве воздуха и его влиянии на здоровье населения, источниках загрязнения, а также о мерах по устранению нарушений законодательства.
Французский опыт
В этом плане заслуживает внимания контроль чистоты парижского воздуха. Об этом «НГ-энергия» обстоятельно сообщала в своем номере от 8 июля 2017 года. Во Франции имеется негосударственный контролер – некоммерческая организация (НКО) AIRPARIF. В соответствии с законом о воздушном транспорте от 30 декабря 1996 года AIRPARIF является НКО, аккредитованной Министерством окружающей среды для мониторинга качества воздуха в Иль-де-Франс (Парижский регион – историческая область Франции и регион в центральной части Парижского бассейна, между реками Сена, Марна, Уаза. Это округ, включающий в себя и французскую столицу). Но в состав руководящих органов данного НКО входят представители и власти, и всех основных загрязнителей окружающей среды, в том числе и энергетические компании Франции и ассоциации граждан по защите окружающей среды. Деятельность НКО регулируется нормативными требованиями и финансируется на паритетных началах и властями и промышленностью.
Амелия Фриц, ответственная за коммуникацию НКО, рассказала делегации российских журналистов, посетивших Париж по инициативе посольства Франции в Москве, что ее организация выполняет несколько функций: контроль качества воздуха с помощью измерительных приборов и средств компьютерного моделирования для оценки рисков для здоровья населения, окружающей среды и инфраструктуры, изучение и прогнозирование эпизодов загрязнения и их оценки с помощью инструментов моделирования (AIRPARIF работает с 3–4 компьютерными моделями) эффективности предложенной стратегии по борьбе с загрязнением атмосферы и климатическими изменениями, информирование властей, политиков, СМИ и граждан (ежедневно во время возникновения пиков загрязнения). Подобные организации имеются в каждом регионе Франции.
Главной задачей НКО является наблюдение за состоянием воздушной среды, анализ ее загрязнений и информирование. Это очень важные аспекты деятельности хотя бы потому, что в Европе загрязнение окружающей среды приводит к смерти 600 тыс. человек в год и обходится экономике в 100 млрд евро. Для Парижа характерно, что каждый второй городской житель вынужден жить в условиях постоянного загрязнения воздушной среды, что особенно важно для крупных магистралей и центра столицы (в условиях плотной застройки). Но ситуация улучшается, поскольку ранее (лет десять тому назад) в таких условиях проживали девять из десяти парижан, хотя замеренные показатели диоксида азота сейчас в Париже бывают в два раза выше норм, предписанных Евросоюзом. А ведь именно дизельный транспорт является наряду со сжиганием угля и нефти одним из основных источников оксида азота в воздухе, который легко переходит в диоксид азота. Превышение допустимых порогов по взвешенным частицам (также один из факторов дизельного выхлопа) бывает в Париже примерно в один день из пяти в неделю (или 80 дней в году). Третьим, главным загрязнителем воздуха в Париже является озон, который синтезируется под действием ультрафиолетовых лучей из составляющих выхлопа автомобилей.
Этот анализ делает более понятной позицию французского правительства в отношении автомобильного транспорта, и в частности по дизельным автомобилям. Встает вопрос: что же сейчас делают французы для ограничения таких выбросов?
Наиболее действенным методом (который неплохо бы было перенять и России) является на сегодня сертификация автотранспорта по вредности выбросов. Система правил CritAir основана на строгой классификации всех легковых автомобилей, мотороллеров и мотоциклов по объемам выбросов. С 16 января 2017 года все транспортные средства для проезда по Парижу должны иметь специальный талон с указанием экологического класса двигателя. Имеется пять классов автомобилей по вредности выбросов, и талоны получает автомобиль во время регистрации. Новая система позволяет властям вводить временные ограничения на въезд в столицу и ближайшие пригороды автомобилей с высоким уровнем вредных выбросов. Запрет машин экологически грязных категорий вводит префектура Парижа на период пика загрязнения атмосферы.
В начале года AIRPARIF и сообщила о первом пике загрязнения с момента введения новых правил. Уровень концентрации твердых частиц в атмосфере превысил тревожный порог в 80 мкг на м3. На основании этих данных префектура запретила 23 января въезд в Париж автомобилям самых экологически вредных классов. Запрет касался машин, выпущенных ранее 2001 года.
Нельзя сказать, что новые климатические меры Франции встретили сугубо положительный отклик как во Франции, так и в Европе. Во Франции против их введения выступили могущественные профсоюзы, объединяющие крупнотоннажных перевозчиков грузов, поскольку они используют по преимуществу дизельные двигатели. Понятно, что и автомобилестроители, прежде всего в Германии, также высказали сомнения в отношении целесообразности таких мер. С другой стороны, сообщает немецкое информационное агентство n-tv, глава фракции Зеленых в немецком Бундестаге Антон Хофрайтер призвал немецкое правительство следовать французскому примеру и указал на то, что немецкие Зеленые предлагают с 2030 года допускать к эксплуатации только автомобили без выбросов вредных газов. Идеи немецких Зеленых не стоит недооценивать, поскольку сейчас мы можем наблюдать своего рода ренессанс этого движения, представители которого уже заседают в ряде земельных правительств.
комментарии(0)