АЭС, закрытая в Баварии, возобновит работу в случае прихода к власти оппозиции – ХДС/ХСС. Фото Reuters
15 апреля 2023 года завершилась 63-летняя эра атомной энергетики в Германии. Последние три АЭС – Isar 2 в Баварии, Emsland в Нижней Саксонии и Neckarwestheim 2 в Баден-Вюртемберге – были отключены от сети. Германия лишилась более 30 млрд кВт-ч электроэнергии. А это порядка 11% всего производимого в стране объема электроэнергии. Конечно, выпадающие электроэнергетические мощности и объемы электроэнергии придется чем-то замещать. По сути дела, продиктованное идеологическими соображениями давление партии «Союз90/Зеленые», участвующей в действующей правительственной коалиции с СДПГ и свободными демократами, резко осложнило реализацию немецкого энергоповорота или перехода от энергетики, основанной на ископаемых источниках энергии к возобновляемым. Как заявил в беседе с газетой Tagesspiegel Юрген Триттин, депутат Бундестага от «Зеленых», который еще 20 лет назад выступал с требованием закрытия всех немецких АЭС, «без борьбы с атомной энергией зеленое движение в Германии не появилось бы».
«Зеленые» делают сейчас ставку на возобновляемые источники энергии и, по словам федерального министра экономики и климата Роберта Хабека – одного из лидеров этой партии, к 2030 году 80% электроэнергии в Германии будет иметь альтернативное происхождение. Скорее всего это решение будет временным, поскольку оппозиция в лице блока консервативных партий ХДС/ХСС уже заявила, что после их прихода к власти, как ожидается в 2025 году, отключенные АЭС снова присоединят к сети. Дело в том, что за ростом потребления электроэнергии немецкое электроснабжение, основанное на капризной возобновляемой энергетике, просто не успевает. Неудивительно, что сегодня Германия ищет сжиженный природный газ по всему миру (после развязанной действующим правительством энергетической войны с Россией, приведшей к фактическому прекращению поступления в Германию российского трубопроводного газа). Берлину пришлось срочно открывать терминалы по газификации СПГ. А когда поставки газа стали казаться слишком дорогими и их просто стало не хватать европейским предприятиям, ЖКХ пришлось импортировать больше угля, чем прежде, и возобновлять работу угольных электростанций, увеличивая выбросы СО₂. И этим окончательно отодвигают идею безуглеродного будущего.
В результате проамерикаской позиции правительства «семафорной» коалиции отказ от российского газа обернулся дырой в бюджете.