0
1571
Газета Интернет-версия

21.10.1999 00:00:00

"Гаудеамус" по-литинститутски


Андрей Коровин. Красивая жизнь. - Калуга: Золотая аллея, 1999, 383 с.

ПОЖАЛУЙ, тут уже ничего невозможно изменить - после ерофеевских "Москвы - Петушков" любое произведение на алкогольную тему будет неизбежно сравниваться с этой поэмой. Андрей Коровин такое сравнение выдержал.

Его роман "Ветер в оранжерее", опубликованный в книге "Красивая жизнь" вместе с повестью "Обладание временем", надо бы ввести для изучения спецкурсом в Литературном институте им. А.М. Горького, так как именно в стенах этого учебного заведения (а вернее - его общежития) и развернулась описанная история.

В центре повествования - студенческая общага с ее нескончаемыми попойками и два начинающих писателя, соперничающих из-за одной красавицы. Желая решить спор "по-благородному", соперник главного героя - подающий надежды, но запойный писатель-афганец Игорь Кобрин - вызывает его на своеобразную дуэль.

"- Да, на дуэль, - сказал Кобрин с как бы внезапно ввалившимися и заблестевшими в глубине глазами. - Проверим, чья кровь крепче, - добавил он шепотом. - Кто кого переторчит, а?

- Что ты имеешь в виду?

- Наберем водки, дури и будем торчать по-честному, до отказа. Кто первый испугается? Торчать на всем... Короче, узнаем, кто круче нарезает..."

И дальше начинается сама дуэль, которая бы вряд ли показалась слабой даже пассажиру электропоезда "Москва - Петушки". Однако перед нами вовсе не пасквиль на общежитские нравы, не литературная хохма для корешей по застольям, а предельной степени откровенное принародно-покаянное обнажение одного из, может быть, самых темных, грешных и неприглядных периодов своей биографии.

Что же толкнуло героя Коровина в пучину алкоголизма? Ответ очевиден: стремление к любви и искусству. А что ему в конце концов помогло выстоять в этой болезни и спасти и свой талант, и жизнь, и душу от окончательной погибели? Опять же-таки: стремление к любви и искусству.

Иными словами, как говаривали мудрецы, от чего опьянел, тем и похмеляйся. И вот именно эта - одна-единственная! - "похмельная" мудрость оказалась спасительнее всей той тысячи способов похмелья, о которых автор упоминает в романе.

Стилистическая перекличка романа Андрея Коровина с поэмой Ерофеева очевидна, как очевидна постмодернистичность использования приема "текста в тексте", который мы видим в эпизоде обнаружения главным героем в бумагах умершего отца рассказа "О задницах". Но вот перед нами самый первый абзац повествования: "Впервые увидев Зою Ивановну в общежитии Литературного института на третий или четвертый день после того, как он вызвал меня на дуэль, Кобрин, даже если бы в те минуты и мог сколько-нибудь трезво размышлять, навряд ли догадывался, что в самом ближайшем будущем эта женщина сильно изменит и мой, и его, Кобрина, жизненные пути..."

Внимательный читатель, возможно, уловит здесь некую интонационную перекличку с началом романа Маркеса "Сто лет одиночества": "Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лед..." Практически та же стереоскопичность времени, такое же панорамное зрение, соединяющее в себе одновременно и предзнание будущего, и вечное присутствие прошлого. Это не просто внешнее копирование приема, но действительно - метод. Ибо главная мысль обоих романов в чем-то схожа - и так же, как в романе Маркеса, роду, который за сто лет своего существования не сумел выйти из исторического одиночества и на равных вписать себя в систему духовных координат всего человечества, уже не дается для этого второй попытки, так и в романе Коровина человеку, который не сумел разорвать цепи алкоголизма (по сути, одиночества), второй попытки для этого может уже и не предоставиться. И эта нависающая над всем действием романа тень угрожающего герою исчезновения как личности как раз и отличает "Ветер в оранжерее" от карнавального повествования Ерофеева, переводя алкогольную дуэль начинающего прозаика Андрея Ширяева с институтским приятелем Кобриным в категорию его поединка с самой судьбой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1708
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4227
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2328
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2630

Другие новости