0
1160
Газета Интернет-версия

25.11.1999 00:00:00

Путь женщины из сердца мужчины


Дяченко М., Дяченко С. Казнь: Фантастический роман. - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ"; СПб.: Terra Fantastica, 1999, 480 с: ил. - (Звездный лабиринт).

ЕСЛИ БЫ не имена авторов, указанные на обложке, то, познакомившись с романом "Казнь", можно было бы подумать, что редактор серии ошибся и выпустил в "Звездном лабиринте" книгу, предназначавшуюся для "Шарма", "Очарования" или "Обольщения". Потому что новое произведение киевского супружеского дуэта Марины и Сергея Дяченко на первый взгляд как нельзя лучше подпадает под определение "женского романа". Главная героиня - женщина-писатель Ирена, запутавшаяся в лабиринте взаимоотношений со своим бывшим мужем Анджеем, экзистенциально копающаяся в закоулках души и памяти, пережевывая эпизоды неудавшегося супружества. Что это, как не очередная порция чтива для разведенок?..

Не стоит, однако, спешить с выводами. Не все так просто в "Казни". Конечно, главное, на чем зиждется здание романа, как и почти во всех книгах Дяченко, - отношения Женщины и Мужчины. И если в "Казни" женщина стоит на первом месте, являясь главной героиней, то это еще не повод для отнесения романа к разряду "женских". Книга достаточно многослойна. При более глубоком знакомстве с нею тут можно обнаружить элементы готического романа или романа ужасов: казематы, инквизиция, палач-вампир, осуществляющий приговоры суда в своем высокогорном, отрезанном от всего мира замке. Ряд глав "Казни" написан в духе старой доброй фэнтези: благородные рыцари-защитники, Толкователи судеб, всевидящее Провидение. Отчасти роман напоминает и триллер. Безумный маньяк преследует жертву, ставя ее в безвыходные положения: фабрикует улики, изобличающие в героине убийцу, делает ее объектом охоты религиозных фанатиков и т.п.

Наконец, "Казнь" - это книга о Творчестве. Писателям часто задают вопрос: как вы пишете. Ответить на него очень сложно. Откуда появляется замысел книги; как рождаются образы, обретая плоть и кровь; почему герои ведут себя так, а не иначе? Что бы ни говорили сочинители об особенностях написания ими своих книг - все будет не совсем так и не совсем то. "Казнь" - тысяча первая попытка описать процесс СоТворения художественного текста. Попытка смелая и интересная. В принципе роман двойственен. Весь его сюжет можно воспринимать и как простое прокручивание в голове писательницы Ирены различных МОДЕЛЕЙ-вариантов новых произведений, блуждание героини в мире "теней не созданных созданий".

Кто здесь является главным - Женщина или Мужчина? Судя по всему, сказанному выше, - женщина. Но ведь толчком к развитию сюжета стало изобретение Анджея, желающего видеть в мирах, созданных его воображением, только одного реального человека - свою бывшую жену. Анджей с чисто мужской логикой собственника не может смириться с тем, что Ирена самостоятельно приняла решение и ушла от него. Кромар привык, чтобы все и вся подчинялись правилам игры, установленным им самим. Поступок Ирены Хмель выбивает его из привычной колеи и становится раздражающим фактором, превращаясь в идефикс, в манию. Вся дальнейшая деятельность Анджея направлена на то, чтобы что-то доказать себе и Ирене, вновь обрести душевное равновесие. И что же может родиться в глубинах неспокойной, обиженной души, как не ущербный, извращенный мир, призванный смоделировать все те казни, которым Мужчина хотел бы подвергнуть бросившую его Женщину. Вампиры, инквизиция, ледяной холод одиночества┘ И жалкий, мятущийся Создатель, прячущийся от прямого, лобового столкновения с Иреной.

На протяжении почти пятисот страниц мы с неослабевающим вниманием следим за этим странным поединком, совершающимся на фоне странных же миров. Инь и Янь. Мужчина и Женщина. Единство и борьба противоположностей. Кто из них прав, кто виноват? Кто палач, кто жертва? По нашему мнению, в ролях казнимого и казнящего Ирена и Анджей пребывают диалектически одновременно. И кто здесь может выступить в качестве третейского судьи, сказать сложно. Разве что маленький Андрусь (!), появляющийся в эпилоге романа. Формально - сын Ирены Хмель и вампира Яна Семироля. Но ведь Семироль - фантом, созданный воображением Анджея, по сути, являющийся воплощением-аватарой Кромара. Так где же истина и "что есть истина"?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1754
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
849
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4282
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3334

Другие новости