0
3600
Газета Интернет-версия

16.10.2003 00:00:00

Бурные аплодисменты, переходящие в овацию...

Тэги: невежин, сталин, стол, тост


Нужно говорить проще,
а не по-интеллигентски,
а то не поймут.

И.В. Сталин

"1938 г., не позднее 19 мая
Собственноручная запись И.В. Сталина
Речь т. Сталина на приеме в Кремле работников Высшей школы 17 мая 1938 г.

Товарищи! Разрешите провозгласить тост за науку, за ее процветание, за здоровье людей науки.

За процветание науки, той науки, которая не отгораживается от народа, не держит себя вдали от народа, а готова служить народу, готова передать народу все завоевания науки, которая обслуживает народ не по принуждению, а добровольно, с охотой (аплодисменты).

За процветание науки, той науки, которая не дает своим старым и признанным руководителям самодовольно замыкаться в скорлупу жрецов науки, в скорлупу монополистов науки, которая понимает смысл, значение, всесилие союза старых работников науки с молодыми работниками науки, которая добровольно и охотно открывает все двери науки молодым силам нашей страны и дает им возможность завоевать вершины науки, которая признает, что будущность принадлежит молодежи от науки (аплодисменты).

За процветание науки, той науки, <люди> (здесь и далее в угловых скобках - зачеркнуто Сталиным. - Прим. ред.) которой, понимая силу и значение установившихся в науке традиций и умело используя их в интересах науки, все же не хотят быть рабами этих традиций, которая имеет смелость, решимость ломать старые традиции, нормы, установки, когда они становятся устарелыми, когда они превращаются в тормоз для движения вперед, и устанавливать <которая умеет создавать> новые традиции, новые нормы, новые установки (аплодисменты).

Наука имеет в своем арсенале <знает в своем развитии> немало мужественных людей, которые умели ломать старое и создавать новое, несмотря ни на какие препятствия, вопреки всему. Такие мужи науки, как Галилей, Дарвин и многие другие, общеизвестны. Я хотел бы остановиться на одном из таких корифеев науки, который является вместе с тем величайшим человеком современности. Я имею в виду Ленина <нашего учителя, нашего воспитателя> (аплодисменты). Вспомните 1917 год. На основании научного анализа общественного развития России, на основании анализа международного положения Ленин пришел тогда к выводу, что единственным выходом из положения является победа социализма в России. Это был более чем неожиданный вывод для многих людей науки того времени. Плеханов, один из выдающихся людей науки, с презрением говорил тогда о Ленине, утверждая, что Ленин находится "в бреду". Другие, не менее известные люди науки, утверждали, что "Ленин сошел с ума", что его следовало бы упрятать куда-нибудь подальше. Против Ленина выли тогда все и всякие люди науки, как против человека, разрушающего науку. Но Ленин не убоялся пойти против течения, против косности. И Ленин победил (аплодисменты).

Вот вам образец мужа науки, смело ведущего борьбу против устаревшей науки и прокладывающего дорогу для новой науки.

Бывает и так, что новые пути науки и техники прокладывают иногда не <обще> известные в науке люди, а совершенно неизвестные в научном мире люди, простые люди, практики, новаторы дела. Здесь за <общим> столом сидят товарищи Стаханов и Папанин. Люди, неизвестные в научном мире, не имеющие ученых степеней, практики своего <дела>. Но кому неизвестно, что Стаханов и стахановцы в своей практической работе в области промышленности опрокинули старое <опрокинули существующие нормы>, установленные известными людьми науки и техники, как устаревшие, и ввели новые нормы, соответствующие требованиям действительной науки и техники? Кому неизвестно, что Папанин и папанинцы в своей практической работе на дрейфующей льдине мимоходом, без особого труда, опрокинули старое представление об Арктике, как устаревшее, и установили новое, соответствующее требованиям действительной науки? Кто может отрицать, что Стаханов и Папанин являются новаторами в науке, людьми нашей передовой науки?

Вот какие еще бывают "чудеса" в науке.

Я говорил о науке. Но наука бывает всякая. Та наука, о которой я говорил, называется передовой (подчеркнутый текст вставлен Сталиным. - Прим. ред.) наукой.

За процветание нашей передовой науки!

За здоровье людей передовой науки!

За здоровье Ленина и ленинизма!

За здоровье Стаханова и стахановцев!

За здоровье Папанова и папанинцев! (Аплодисменты.)"

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1087. Л. 5-13. Автограф. Текст написан простым карандашом на одной стороне бумаги в 1/8

"1938 г., 19 мая
Стенографическая запись А.А. Хатунцева

Разрешите, товарищи, поднять бокал за здоровье и процветание науки, за процветание такой науки, которая не отделяет себя от народа, которая готова служить народу, которая понимает, что наука, служащая народу и имеющая поддержку народа, - непобедима.

За науку, которая не по принуждению, а по доброй воле готова передать народу достояние науки.

Разрешите поднять бокал за здоровье науки, той науки, которая не замыкается в свою скорлупу, которая не превращается в касту старых жрецов. Прошу стариков не обижаться, - я сам старик (бурные, продолжительные аплодисменты). За науку, которая не замыкается в скорлупу старых жрецов, монополистов знаний и которая с любовью, с охотой протягивает руку молодежи, еще слабой в науке, но имеющей большую будущность.

За науку, которая не закрывает дорогу так называемым профанам, неискушенным молодым силам, а, наоборот, открывает им дорогу и подымает их до вершин науки.

Стало быть, за науку, которая понимает смысл, значение и всесилие союза стариков науки с молодыми людьми от науки (бурные аплодисменты, переходящие в овацию).

Разрешите поднять бокал за науку, которая не пресмыкается перед традициями, которая в интересах развития человечества не боится ломать старые традиции, которая понимает ценность и силу традиций, надлежащих быть использованными, но которая знает вместе с тем, что коль скоро традиции пошли поперек дороги, поперек движения вперед, коль скоро традиции устарели, - их надо ломать.

За науку, которая не боится в интересах истины, в интересах движения вперед всего человечества ломать старые традиции и создавать новые, революционные традиции в науке (горячая овация).

Из числа великих мужей науки я хотел бы назвать одного из самых великих, который старых традиций не боялся и который в 1917 году пошел против течения. Я имею в виду Ленина, - человека, который вопреки всему не испугался сказать, что выход из капкана, в который попала Россия, - это социализм. Признанные люди науки говорили тогда про Ленина: он бредит. Плеханов - одна из больших величин науки - говорил: Ленин бредит. Целый ряд людей - светил науки говорили: Ленин с ума сошел. Так всегда говорят о мужах науки, которые не боятся ломать старые традиции, чтобы двигать науку вперед. Так было прежде с Галилеем, с Дарвином, так будет и впредь с людьми, которые не боятся двигать вперед науку, вопреки традициям.

Так вот, из этих людей науки и мысли я хотел бы напомнить вам о Ленине - великом человеке, моем учителе и нашем воспитателе.

Я хотел бы здесь напомнить вам о другом человеке - Стаханове, который не боялся ломать старые нормы, установленные представителями устарелой науки, и устанавливать новые, революционные нормы, соответствующие требованиям действительной науки.

Я хотел бы напомнить еще об одном человеке, которого я также не испугаюсь назвать мужем науки, о Папанине, который тоже сломал старые нормы, перевернул некоторые укоренившиеся взгляды и представления, вверх ногами поставил┘ (собравшиеся устраивают в честь тов. Папанина горячую овацию) ┘вверх ногами поставил старые нормы и дал науке новые перспективы. Простой человек - товарищ Папанин.

Как видите, люди, двигающие науку вперед вопреки старым традициям, нравам, обычаям, косности, бывают из тех, которые успели сорвать цветы науки, вроде Ленина, и из тех, которые до науки пока не дорвались - вроде Стаханова, Папанина.

Так вот, наука, о которой я говорил, называется передовой наукой, революционной наукой.

За передовую науку! За Ленина! За Стаханова! За Папанина! (Слова товарища Сталина покрываются бурей оваций.)"

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1087. Л. 16-18. Машинопись.

* * *

Основными источниками о содержании застольной речи И.В. Сталина на приеме работников высшей школы 17 мая 1938 г. долгое время являлись газетный отчет и воспоминания его участников.

В ходе составительской работы над Сочинениями И.В. Сталина 5 февраля 1946 г. сотрудники ИМЭЛ при ЦК ВКП(б) вышли к директору института В.С. Кружкову с предложением запросить в архиве ЦК ВКП(б) материалы об этом приеме. В макете 14-го тома сочинений текст сталинского выступления 17 мая 1938 г. приведен по газетному отчету, следовательно, руководство ИМЭЛ скорее всего так и не получило запрашиваемых материалов.

19 мая 1938 г. официальный сталинский стенограф А.А. Хатунцев переслал помощнику Генерального секретаря ЦК ВКП(б) А.Н. Поскребышеву стенограмму этого выступления. В сопроводительной записке Хатунцев признавал допущенную им явную оплошность. Он с сожалением констатировал задержку с расшифровкой стенограммы, которую объяснял так: "┘думали, что публиковаться речь не будет". А.А. Хатунцев обещал "учесть на будущее", то есть не допускать впредь подобного рода оплошностей. В то же время он обращал внимание Поскребышева на то, что в подготовленной им стенограмме зафиксирован материал, который не был отражен в официальной публикации от 19 мая 1938 г., а поэтому предлагал ее сохранить 1. Очевидно, не дождавшись (по вышеназванной причине) от А.А. Хатунцева стенографической записи, И.В. Сталин собственноручно написал текст, который и был опубликован в центральных газетах как изложение его речи на приеме работников Высшей школы.

Поскольку И.В. Сталин выступал на приеме вечером 17 мая, а изложение его выступления появилось в центральных газетах 19 мая, то остается предполагать, что вождь работал над вариантом текста своей речи, предназначенным для печати, в промежутке времени между двумя этими датами. Заголовок публикуемого в сборнике сталинского автографа, исправления, которые были внесены Сталиным, аккуратно вписанная практически после каждого абзаца ремарка "аплодисменты" - все это свидетельствует о том, что документ относится ко времени не до, а после произнесения застольной речи на приеме работников высшей школы. Написанный И.В. Сталиным текст был не только положен в основу газетной публикации, но и вошел в макет 14-го тома его сочинений.

Лишним основанием для предположения о том, что этот текст был написан после произнесения самой речи, служит стенограмма А.А. Хатунцева. Как следует из упоминавшейся сопроводительной записки Хатунцева, стенограмма не была известна Сталину в тот момент, когда вождь по памяти записывал содержание своего выступления на приеме работников Высшей школы.

В стенограмме зафиксированы слова и выражения, которые, как это часто бывало в сталинских устных выступлениях, не во всем соответствовали нормам и правилам русского языка. Так, вождь поднял бокал за "здоровье и процветание" науки. По его словам, наука не только "с охотой протягивает руку молодежи", но даже "понимает смысл, значение и всесилие союза стариков науки с молодыми людьми от науки".

Стилистически запись Сталина, в которой вождь постфактум зафиксировал содержание своего застольного выступления 17 мая 1938 г., выглядит более выверенной, чем текст, представленный Хатунцевым. И.В. Сталин явно постарался откорректировать на письме свои устные высказывания, вместить их в рамки существующих правил русского языка. Оказывается, он провозглашал тост не "за здоровье науки", как зафиксировал эту фразу его стенографист, а "за здоровье людей науки". Однако, как уже отмечалось, Сталину так и не удалось избавиться от фантома науки, "живущей" своей полнокровной "жизнью". Получалось, что наука не просто была "готова служить народу", как зафиксировал эту сталинскую мысль стенограф, но "обслуживала народ" отнюдь "не по принуждению, а добровольно, с охотой".

Указанные стилистические "огрехи" И.В. Сталин сумел "компенсировать" в той части записи, которая относится к характеристике В.И. Ленина. Упоминая об одном "из корифеев науки, который является вместе с тем величайшим человеком современности", Сталин уточнял: "Я имею в виду Ленина, нашего учителя, нашего воспитателя". Таким образом, продолжатель ленинского дела в тексте, который предназначался для публикации, а, следовательно, для ознакомления с ним многомиллионной аудитории предусмотрительно "снял" неосторожную формулировку (в записи А.А. Хатунцева было: ┘"моего учителя, нашего воспитателя"). Теперь все стало на места: Ленин продолжал "быть учителем" не одного только Сталина, но и остальных приверженцев коммунистических идей.

Израильский литературовед М.Вайскопф назвал "удивительным" сталинский тост "За здоровье Ленина и ленинизма!". Он якобы напоминал о древней тризне или фольклорном "кормлении покойников". В этой связи следует отметить, что, согласно записи А.А. Хатунцева, И.В. Сталин предлагал выпить просто "За Ленина". Неясно, однако, почему, переписывая от руки текст своей застольной речи перед представителями вузовской науки, вождь "дополнил" эту здравицу словом "ленинизм".

И.В. Сталин не стал воспроизводить в записи застольного выступления 17 мая 1938 г. прозвучавших в нем рассуждений о том, что он уже "старик", а также обращенной им к другим "старикам" кокетливой просьбы "не обижаться" по этому поводу. Отказался вождь и от двусмысленного определения "союз стариков науки с молодыми людьми от науки", зафиксированного в стенограмме А.А. Хатунцева. В окончательном (сталинском) варианте записи речи перед работниками Высшей школы употребляется формулировка "союз старых работников науки с молодыми работниками науки".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
1135
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
2140
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
3226
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
2342

Другие новости