Если не сейчас, то когда? «Юность» № 2, 2006
«Юность» – ежемесячный литературный журнал. Основан в 1955 году как орган Союза писателей СССР, с 1991 года преобразован в независимое издание. В разные годы его главными редакторами были Валентин Катаев (1955–1962), Борис Полевой (1962–1981), Андрей Дементьев (1981–1992). С 1992 года журнал возглавляет Виктор Липатов.
Итак, второй номер. В его прозаической части выделяется рассказ Натальи Терентьевой «Фокус». Героине Терентьевой не везет по жизни: не складывается у нее с мужчинами. То ли проклятье цыганки виновато, то ли характер подкачал. Романтическая натура. Не от мира сего. Присутствует и второй план. Героиню, наивную студентку, соблазняет декан. Вроде бы все ясно: декан – злодей. А что сама студентка? Что она думает? А она думает: пора кончать с «затянувшимся девичеством». Пятый курс! Из жалости пригрела, а потом вышла замуж за нищего бродяжку, шестерку с ипподрома. Жалость┘ и мысль: пора замуж, ей уже двадцать пять. В конце концов встречает человека, которого по-настоящему, искренне смогла полюбить. И тут же скрупулезно подсчитывает, сколько ему лет. Не слишком ли стар? Не прогадать бы.
В этом же номере продолжение романа Георгия Пряхина «Хазарские сны». Роман, как и многие вещи писателя, автобиографичен. О себе пишет автор, рассказывая историю мальчика, родившегося в семье ссыльных, басмача и кулачки. Спецпоселение на краю Ставрополья, где когда-то была цветущая Хазария, а теперь – выжженная солнцем земля. «Русский ты, русский! – твердит сыну мать. – Только моя в тебе кровь!» А у мальчика темные глаза┘ И всю жизнь он ищет отца. Вторая линия романа – о древнем хазарском царстве. О его правителе, кагане, который, рискуя жизнью, бродит по русским землям. И глаза у него почему-то светлые.
О необходимости создания национальной концепции истории России рассуждает Виктор Каменев в статье «Если не сейчас, то когда?». По его мнению, российская историческая наука склонна к европоцентризму. И марксизм, и сменивший его либерализм не выросли на российской почве, а пришли к нам с Запада. Каменев считает, что отечественная историческая наука должна обратиться к трудам евразийцев, в частности к работам Льва Гумилева. Только в них история России рассматривается не изолированно, а в контексте мирового исторического процесса.
Игорь Кецельман