0
2655
Газета Интернет-версия

24.05.2007 00:00:00

Ускользающий Битов

Тэги: битов, проза, юбилей


27 мая исполняется 70 лет со дня рождения ведущего русского прозаика Андрея Георгиевича Битова. Автор «Пушкинского дома», «Оглашенных», «Улетающего Монахова» и многих других произведений обладает уникальной писательской манерой и взглядом на мир. Все его книги – неожиданны, неповторимы и радикально не похожи на творчество кого бы то ни было. В преддверии юбилея писатели и поэты разных поколений высказались о том, какую роль, по их мнению, играет Андрей Георгиевич Битов в современной русской литературе.

Василий Аксенов, прозаик

Я очень высоко ценю Андрея и как писателя, и как человека, и вообще у нас с ним в течение всей жизни происходит перемежающаяся духовная близость┘ Ценю его как романиста и эссеиста. Это большой писатель. Очень ценю его участие в альманахе «Метрополь». Мы вместе прошли через эти трудные времена, и его позиция всегда была безупречной.

Дмитрий Быков, поэт, прозаик, публицист

Не из желания соригинальничать, а от недоумения по поводу того, что на эту тему так редко кто-то высказывается, я хочу обратить внимание на скупость и пластичность языка Андрея Битова. В то время как все говорят о нем как о представителе интеллектуальной прозы, я хочу сказать о его описательном мастерстве. Его язык невероятно пластичен и при этом предельно скуп и точен. Буквально одним штрихом он может описать человека или пейзаж. Особенно это заметно при рассказе о чужой стране. Как, например, в «Новых сведениях о человеке». Я могу не соглашаться с какими-то его выводами, с его позицией, но когда я читаю в его произведениях описания пейзажей – скажем, дачных, – я узнаю в них свои собственные впечатления.

Он предельно точно выбирает своим персонажам имена – Леву Одоевцева не могли звать никак иначе! Кроме того, Битов большой мастер диалога. Он мог бы быть отличным драматургом – это видно хотя бы по его сценарию «Заповедник». Хорошая проза, как здоровье, – когда она есть, ее не замечаешь. Видимо, поэтому не часто говорят о том, какой удивительный Битов прозаик, как он мастерски владеет языком.

Александр Кабаков, прозаик

Битов – это очень, очень крупный писатель. Один из крупнейших прозаиков современности. К сожалению, меня с ним не связывают ни дружеские отношения, ни творческие... Но я могу смело сказать, что Андрей Георгиевич едва ли не крупнейший писатель своего поколения.

Анатолий Королев, прозаик

Андрей Георгиевич для меня – фигура № 1 долгие годы. Я вырос на его книгах и как школьник, и как студент филологического факультета. Самым большим романом для меня остается «Пушкинский дом» – книга, которую я люблю иногда перечитывать. Она сохраняет свою актуальность, хотя и написана почти 30 лет назад.

Сам образ Андрея пленителен для нашей литературы: рафинированный эстет и одновременно философ. Мне нравится его идея о том, что произведения не пишутся, а возникают из молчания. И это удивительное молчание: из него возникают прекрасные тексты. Недавно я был у Андрея дома и обратил внимание, что окно на кухне плотно задернуто шторой. На мой вопрос, почему Битов подошел к окну и отодвинул штору – там сияла огромная неоновая надпись «Брюки» на магазине напротив. «Невозможно стало пить кофе», – вздохнул Андрей. Вот насколько Битов чувствителен к слову.

Кроме того, он очень креативный человек: вспомним хотя бы его идею памятника зайцу, который перебежал дорогу Пушкину, едущему из Михайловского в Петербург. Таким образом заяц заставил суеверного поэта повернуть назад и спас от участи декабристов. Я думаю, что, если бы этот заяц был способен к реинкарнации, он воплотился бы именно в Андрея Битова – писателя, бесконечно влюбленного в Пушкина.

Станислав Лесневский, критик, литературовед

Так случилось, что я был, вероятно, первым редактором Андрея Битова. Я работал в журнале «Юность», где шла его дебютная повесть «Такое долгое детство». Я ездил к нему в Петербург, где он тогда жил, и это очень приятные воспоминания. В моей жизни Андрей Битов присутствует постоянно. Время от времени я обращаюсь к нему – или в связи с Пушкиным, или в связи с судьбой Петербурга, или просто по литературным делам. Это замечательный писатель, мыслитель и чрезвычайно интересный человек, без которого трудно представить литературную жизнь последних десятилетий.

Битов – писатель очень своеобразный: он живет внутри великих литературных мифов, легенд, которые, как считал Гоголь, иногда более значимы для нас, чем реальные факты и события. Поселившись внутри этих мифов, Битов творит их на наших глазах, продолжая в бесконечность┘ Кроме того, это удивительный художник, обладающий зорким писательским взглядом, точностью письма, ироничностью, которая неотделима от его лиризма, и большим мастерством сюжетосложения, без чего нет прозы. Он именно прозаик, а то, в чем он остается поэтом, лишь обогащает его прозу. Это глубоко мыслящий человек, и мысль Андрея Битова сопровождает нас постоянно. Как говорили в старину, это один из умнейших людей в России. Вместе с тем у Битова огромное обаяние, а мы знаем очень крупных писателей, которые, обладая подлинным талантом, не имеют очарования. Сочетанием ума, искусства и поэзии Андрей Битов стал властителем наших дум и чувств.

Олеся Николаева, поэт

Меня с Андреем Георгиевичем связывает давняя дружба. Мы с ним знакомы с моих 16 лет. Я тогда училась в 10-м классе, а он написал свои «Уроки Армении». Их напечатал мой отец – Александр Николаев в журнале «Дружба народов». Он привел Андрея Георгиевича к нам в дом – я читала ему свои стихи, а он дал мне рукопись «Пушкинского дома», который тогда еще не был напечатан. И сейчас Битов – свой человек в моем доме. С ним дружат мой муж, мои дети. И все свои новые книги он мне подписывает: «Брат Андрей». Мы ведь с ним много путешествовали вместе. Очень мне запомнилась поездка в далекий скит, вместе с монахами, на машине, которая все время ломалась... По впечатлениям этой поездки Андрей Георгиевич потом написал книгу «Человек в пейзаже», только вместо монаха, который ехал с нами, там – иконописец... А потом мы с ним же и со многими авторами «Нового мира» на огромном корабле совершили тур по Средиземному морю – были в Израиле, Греции, Турции, Египте...

Андрей Битов – не просто писатель, он человек, который играет роль своеобразных творческих дрожжей. Все, кто с ним общается, тоже становятся писателями. Андрей Георгиевич буквально наэлектризован творчеством, и этот его заряд передается тем, кто оказывается рядом с ним, – у них тоже рождаются творческие идеи. Я это не раз проверяла на себе...

Без Битова невозможно представить современную русскую литературу. У него огромный потенциал классика и свое специфическое место. Это фантастический мастер, обладающий уникальным чутьем, пониманием литературы и остроумным, неожиданным взглядом. Он уникальным образом умеет из ничего делать нечто – писать на первый взгляд ни о чем и делать из этого событие литературы. Его относят к писателям-шестидесятникам, но он не укладывается ни в какие рамки. Это писатель-метафизик, у которого бывают невероятные мистические прозрения. В нем непостижимым образом сходятся антагонистические стихи. Четкий аналитический ум в нем сочетается с удивительной детскостью, легкостью на подъем и какой-то нелепостью. Говоря о Битове, я вспоминаю фразу Сковороды: «Мир ловил меня, но не поймал». Андрей Георгиевич такой же неуловимый, ускользающий...

Захар Прилепин, прозаик

Битов – живой классик. Я прочел «Человек в пейзаже» – и это было для меня открытием. Все его книги – лирика.

Валерия Пустовая, литературный критик

Андрей Битов – это отечественный интеллектуал, интеллектуал в том смысле, до которого иным «новым интеллектуалам» еще расти и расти. Кстати, в четвертом номере журнала «Октябрь» – к юбилею писателя – опубликовано его эссе «Дуэль Лермонтова и Пушкина» и исследование четырех отечественных и зарубежных филологов о нем.

Сергей Шаргунов, прозаик

Битов раздвоен. Бегство от мира и любовь к миру – две стороны его таланта. Жаркая волна искренности накатывает на эстетскую, идеально отстроенную дамбу стиля. Битов – это путь вина и путь молока, два пути, протекающих одновременно и волшебно. Грубо говоря, как если бы смешали Бродского и Окуджаву.

Битов – стилист. В его художественной родословной проглядывает Набоков. Однако этот стиль не самодоволен, не самодостаточен. Да, Битов весь в стремлении к чистой форме, обороняющей от бренной мути зеленой и мещанской чуши собачьей. В книгах Битова – экзистенциальная начинка (и в «Пушкинском доме», и в «Улетающем Монахове»), пропаганда одиночества и игнорирования реальности, благодаря чему можно остаться честным и свободным.

Но, как бы Битов ни выделялся среди шестидесятников, экзистенциализм у него все равно не злой, не холодный, а позитивный. Отчуждаясь от окрестностей, он, тем не менее, очаровывает демократичным горением. Его страсть не в эскапизме, а в том, чтобы, защитившись от разъедающей суеты, жалеть, возвышать и очеловечивать человека, не боясь подчас газетного жанра. Битов – милосерд и даже социалистично «ответственно милосерд», что сквозит в серии его экологических текстов (например, «Человек в пейзаже»).

Вообще же я благодарен Андрею Битову и за его книги, и за то, что он в свое время добрым словом отметил мою повесть «Ура!».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
360
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
462
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
373
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
318

Другие новости