0
3367
Газета Интернет-версия

10.06.2010 00:00:00

В Тупичке

Тэги: галковский, тупичек


галковский, тупичек Дмитрий Евгеньевич Галковский. Неудобен. Зато гениален.
Фото Алексея Нилогова

Главное событие последних дней: прозаик Роман Сенчин не получил премию «Национальный бестселлер». Смешно. Критик Лев Пирогов накаркал, не иначе. Если Сенчин не получит еще и «Большой книги», то будет совсем смешно. Будет как с Кедровым. Который – вот который уже год – не получает Нобелевской премии по литературе.

Между тем были и юбилеи. Точнее, даты. Тихие. Одна – Пушкина. А тихая – потому что некруглая. Другая дата – Дмитрия Галковского. Тут уже юбилей. 50 лет. Но тоже достаточно тихий. Потому что Галковский не Пелевин, в смысле – неформат. Да и не хотят уже о нем писать, тем более говорить и показывать. Писать про Галковского, знаю, – дело неблагодарное. Что ни напиши – все не так будет. Те, кто его не любит, возмутятся, те, кто его любит – возмутятся еще больше. Он неудобен. Отказался же в свое время (году, кажется, в 1997-м) от премии «Антибукер». Но сейчас не о том. Сейчас о том, что теперь, наверное, все уже прочли главную книгу Дмитрия Евгеньевича «Бесконечный тупик». Ну, все, кто хотел, разумеется. А ведь я, как и многие, помню, читал лишь отрывки, причем, естественно, из примечаний к «БТ».

Знаете, я бы сравнил Галковского с Аркадием Белинковым (1921–1970). Никто не сомневался, что Белинков – гений. В наиболее яростном и страшном смысле. То есть упрям, опасен, одержим.

И главное – неудобен.

Белинков сидел, потом еще и эмигрировал. Главная его книга «Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша» публиковалась трудно. Фрагменты вышли в журнале «Байкал», в результате чего редколлегию разогнали, номера изъяли, текст ушел в самиздат. Целиком книга вышла лишь на Западе, и то после смерти автора.

Галковский, слава богу, написал свой философский роман «Бесконечный тупик» уже в 1987 году. Пришлось бороться? Встречать непонимание? Ясное дело. Зато в 2007-м было бы гораздо хуже, даже в 1997-м уже было бы плохо. Были бы тишина и молчание. А так все-таки борьба. И известность. Да хотя бы и в «узких кругах», хотя бы и в Интернете. Зато прочная. Не на один день.

* * *

Помню, как-то с поэтом (и тогдашним коллегой по «НГ-EL») Сашей Вознесенским встретили мы Галковского на Мясницкой. Поздоровались. Он, по его словам, шел ужинать. Пешком. Как Чехов. Или тот же Пушкин. Нынешние классики пешком не ходят, а вот Розанов, которого нельзя не упомянуть, говоря о Галковском, ходил. Достоевский, правда, тоже ходил, но он ведь еще и сидел, так что Достоевского можно в расчет не брать.

Спустя годы после истории с «Антибукером», когда уже и премии такой не было, Галковский печатал у нас в «НГ-EL» сказки. Самые настоящие сказки. Пусть и не совсем детские, но все равно – хорошие и смешные. «Однажды злой волшебник Зеленый Камнеед подбросил на тропинку, по которой часто ходили утята, голубые очки. Очки посчастливилось найти утенку Мохнастику. Мохнастик долго вертел очки и так и эдак, попытался надеть на ногу, потом на шею, понюхал, попробовал на зуб и наконец решил разломать. Но сидевший в кустах Зеленый Камнеед телепатически прошептал подсказку: «Надень на клюв». Мохнастик так и сделал, и, о чудо, вся местность вокруг изменилась самым радикальным образом. Все вокруг оказалось голубым: и трава, и деревья, и летающие вокруг бабочки, и даже солнце тоже оказалось совершенно голубым. Мохнастику это очень понравилось, такого он никогда еще не видел.


Иллюстрация к сказке Галковского про Мохнастика и очки.
Рисунок Лины Ивановой

Весело напевая песенку Пуришкевича, написанную им в бытность депутатом IV Государственной Думы, утенок вприпрыжку побежал по тропинке...»

Такие вот сказки Друга Утят, с обязательным уведомлением: «При чтении этого цикла Дмитрия Галковского следует иметь в виду, что это сказки не про простых утят, а про галактических. Все они играют в компьютерную игру «Гэлекси Плюс»...»

А еще помню великолепную статью про дипломата Воровского с фотографиями, которые делал сам Галковский («Ша! Дипломат идет!»). Фотографировал он, разумеется, самый смешной памятник в Москве – на площади Воровского. Сходите при случае, гляньте, очень смешной памятник. А еще помню «Антологию советской поэзии», сделанную им, сборники статей, «2331 отрывок из произведений и писем Николая Ленина» и пр.

* * *

Теперь о названии. Отечественная интеллигенция, конечно, не в Тупичке, а в самом настоящем тупике. В Тупичке, точнее, в «Тупичке» пришлось ночевать Незнайке и Козлику. Помните? «– Нет, братец, – ответил Козлик. – «Экономическая» гостиница нам сегодня не по карману. У нас на каждого всего по десять сантиков, а за такую сумму можно переночевать лишь у Дрянинга в «Тупичке». Это так гостиница называется, – пояснил Козлик. Пройдя по Большой Трущобной улице, наши друзья свернули на Малую Трущобную и, миновав Первый, Второй и Третий Трущобные переулки, свернули в узенький закоулочек, который назывался Мусорный тупичок».

Вот-вот. Ходим по Трущобным переулкам, упираемся в тупички, а где свет?

Один Галковский и светит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
356
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
263
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2025
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1557

Другие новости