0
1196
Газета Интернет-версия

24.03.2011 00:00:00

Реальный фантом

Тэги: серебряный век, богомолов


серебряный век, богомолов

Николай Богомолов. Вокруг «Серебряного века»: Статьи и материалы.
– М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 720 с.

Знаменитый мыслитель Григорий Сковорода оставил после себя эпитафию: «Мир ловил меня, но не поймал». Наверное, так и должно происходить с любой значительной личностью или явлением. Ощущение какой-то неуловимости, непознанности. Например, Серебряный век. Историк литературы Николай Богомолов (Москва) пишет о проблемах самого названия этого феномена, его временных границах.

Ведь эпоха рубежа XIX–XX веков не ограничивалась лишь модернизмом в широком значении слова (синонимом которого, как правило, и выступает Серебряный век) – это время Льва Толстого и Антона Чехова, Владимира Короленко и Викентия Вересаева. Да и многие другие писатели не могут быть атрибутированы в рамках какой-то одной школы: Иван Бунин, Максим Горький, Иван Шмелев...

Не меньше возникает вопросов и с датами. Начало Серебряного века относят к 1892 или 1894 году – времени знаменитой лекции-манифеста Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» и первых двух выпусков «Русских символистов» Валерия Брюсова. Такое определение, по мнению Богомолова, не совсем верно: уж слишком семантически текст Мережковского укоренен в предшествующей культуре, а стихи символистов не обладают ясным пониманием того, что же такое символизм. Не зря позднее Брюсов признавал правоту едкой критики в свой адрес со стороны поэта и философа Владимира Соловьева. А когда завершился Серебряный век? В 1917-м? Но гибельность переворота осознали лишь Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Позднее? И где поставить дату, фиксирующую, что атмосфера сменилась простой механической инерцией?

Исследователь обстоятельно реконструирует неизвестные факты биографии и малоизученные аспекты творчества декадентов. Он пишет о студенческих годах Валерия Брюсова, истории создания им программных «Ключей тайн». Разбирает участие в жизни знаменитой «Башни» Вячеслава Иванова Федора Сологуба, с которым у Вячеслава Великолепного были довольно непростые отношения. Кстати, именно у Федора Кузьмича Иванов и его супруга Лидия Зиновьева-Аннибал познакомились с Александром Блоком. Касаясь Сологуба, ученый обращает внимание на неожиданную параллель с Достоевским. Точнее, на схожесть описания садовых ножей, которыми сходящий с ума главный герой «Мелкого беса» Передонов зарезал Володина, а Рогожин – Настасью Филипповну.


Сложно поймать фантом...
Леонид Соломаткин. Ловля рыбы острогой ночью. 1867. Государственный Русский музей

Есть в сборнике и архивные публикации. Интересны, хотя и крайне субъективны, конспекты бесед поэта и слависта Юрия Иваска с Георгием Адамовичем, Ириной Одоевцевой и другими литераторами, поделившимися воспоминаниями о Серебряном веке. Например, парадоксальное сравнение стихов Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака, предложенное Адамовичем. У Мандельштама в стихах «виолончельно-бархатный звук», как до этого было у Тютчева, а у Пастернака «звук деревянный». А впрочем, не был ли и сам Серебряный век парадоксом?

Пишет Богомолов и о том плодотворном влиянии, которое оказал Серебряный век на последующую культуру. И не только творчеством ведущих поэтов и писателей, намного переживших эпоху (Борис Пастернак умер в 1960-м, Сергей Маковский – в 1962-м, Георгий Адамович – в 1972-м), но и зачастую неуловимым (как и его содержание или временные границы) воздействием. Так, в «Прощании с гитарой» Александра Галича присутствуют замаскированные аллюзии из того же Пастернака, а точнее, его стихотворения «Красавица моя, вся стать┘». Последнее неудивительно, если учитывать желание Галича продолжить традиции отечественного модернизма. А что автор прикрывает пастернаковские слова подзаголовком «Подражание Аполлону Григорьеву» и перифразой из его «Цыганской венгерки», так это вполне в духе самого Серебряного века, с его мистификациями и интеллектуальными играми. Не зря он был остроумно назван другим историком литературы Омри Роненом «умыслом и вымыслом». Сложно поймать фантом. Хотя его иллюзорность порой оказывается вещественнее реальности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
472
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
585
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
497
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
408

Другие новости