0
1561
Газета Интернет-версия

24.05.2012 00:00:00

Крест-накрест

Тэги: пионер, поэт, шмель, курчаткин


пионер, поэт, шмель, курчаткин

Анатолий Курчаткин. Полет шмеля. Роман.
– М.: Время, 2012. – 704 с. (Самое время).

Главные слова романа сказаны юному собеседнику старым лагерником Алексеем Васильевичем: «Судьбу надо слушать».

Без предисловий появившиеся на первых страницах утомленный неудачами и поисками денег столичный поэт с бывшей женой, сыном, любовницей старой и любовницей молодой и в параллельных главках жарко верящий в советскую власть пионер-активист конца 50-х Лёнчик, они о своей судьбе сразу нам ничего не скажут. Кажется, что автора раздражает стареющий пиит, растерявший в наши дни с прежними успехами не только веру в себя, но вообще мало-мальски дельный эквилибр. Читателю, во всяком случае, куда ближе уральский пионер времен хрущевских деяний: читать про совет дружины или хулиганов из свердловской промзоны интереснее, чем про каких-то бас-гитаристов или околокремлевских дамочек.

Разумеется, читатель быстро смекает, что разговорчивый столичный старичок с любовницами это и есть бывший уральский пионер. Но хитрый автор, предоставляя сколько угодно площади болтливому песеннику, ведет повествование о взрослеющем мальчике, подростке, юноше в строго отмеренных категориях времени.

Кажется, что это уже было в нашей прозе: и страх перед хулиганами, и подловатая радость от приобщения к первой – на пионерском уровне – ступеньке власти и далее и далее вплоть до театрального кружка, первой выпивки и первого «дрыганья», сочинений первых рифмованных строк, службы в СА и Литературного института.

Словом, по названию кинофильма Михаила Швейцера – «Саша вступает в жизнь».

Но автор, похоже, нисколько повторов не опасается. А куда от них денешься – съездов КПСС и переделки клешей по моде на дудочки, брежневской израильской эмиграции (между прочим, не верю, что в огромном городе на рубеже 50–60-х годов четвероклассник никогда не слышал слова «еврей» и принял национальность за специальность – это уже шутка из взрослых времен), постоянного, непреходящего ощущения жизни под пятой…

Итак, роман воспитания… Как там, полвека назад, учили нас на филфаке? «Вильгельм Мейстер» Гете, Диккенс, Флобер, Достоевский…

Вот я и говорю, Курчаткин написал классический роман. Я не знаю, какой другой роман недавних лет имеет право именоваться классическим.

Несмотря на объем и огромное число персонажей, все они лишь свита, которая играет короля.

Судьба Леонида Привалова – от пионерских всплесков восторга жизнью до финальной стариковской усталости – увлекает читателя долгой дорогой жизни в те времена, что не выбирают, а в те, где живут и умирают. При этом едва ли не ведущим для меня, как читателя, стало то, что при обилии приключений вплоть до криминальных, любовей и измен, предательств и унижений, драк и избиений автор отстраняется не то что от суда, но даже и от оценок: «Жизнь такова, какова она есть, и больше – никакова». Это явное убеждение автора «Полета шмеля», и он заражает им читателя.

Образ не раз возникающего в тексте полета шмеля не слишком привлек мое внимание, а порой казался и назойливым. Впрочем, он очень важен для автора. Недаром в последний раз он возникает вместе со святой для Привалова поэтической троицей: Окуджава – Рубцов – Бродский.

У романа два эпиграфа. Один – «Он медленно сходил с ума. Никогда еще не вел он такого странного существования» (Пастернак. «Доктор Живаго») – оставил меня в недоумении: все действующие лица романа стопроцентно нормальны. В том-то и сила таланта Курчаткина, что часто в его книгах безумные дела совершают абсолютно нормальные люди. Зато второй эпиграф показался до буквальности приложим к неостановимому потоку событий, который представляет из себя роман: «Я многое опускаю, потому что очень тороплюсь. Прими, Господи, исповедь мою и благодарность, пусть и безмолвную, за бесчисленные дела Твои» (Блаженный Августин. «Исповедь»).

И – немного по мелочам, которые возникали по ходу текста.

В первых главах меня удивил разрыв между подробными, я бы сказал, тщательными, а порой и явно избыточными («Находится на «Менделеевской» – та же «Новослободская», только на радиальной линии» и т.п.) описаниями Москвы и безымянностью, поначалу почти безличностью города детства героя. Подумавши, кажется, разгадал здесь сверхзадачу автора: для эмигрировавших в Москву малая родина теряет лицо.

У Николая Шпанова нет романа «Падение Берлина», так назывался кинофильм (1945) по сценарию Петра Павленко и Михаила Чиаурели.

Удачно, изящно вплетены в художественный текст портрет Булата Окуджавы или схватка названного Николая Рубцова с неназванным Львом Ошаниным. Как ни странно, во многом комический оттенок носит эпизод с нападением «памятников» на ЦДЛ.

Из общих – не только для «Полета шмеля» – слабостей Курчаткина я бы назвал его легкомысленное отношение к использованию словесных штампов типа «я даже приостанавливаюсь от изумления».

И главное.

Думаю, чаще, чем «полет шмеля», в тексте употребляется выражение «крест-накрест» – о руках. Я смею предположить, что сам автор точно не знает, как часто оно присутствует то в откровенно бытовом, то в глубоко значимом смысле

Оно звучит и после слов мудреца Алексея Васильевича о судьбе, когда 14-летний Лёнчик задумывается, обхватив себя руками крест-накрест, и на самых последних страницах, когда свой прощальный монолог Привалов произносит, «сцепив на груди перед собой руки».

Крест-накрест обнять можно лишь самого себя.

Когда думаешь о самом главном.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
521
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
647
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
548
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
450

Другие новости