0
1754
Газета Печатная версия

26.09.2013 00:01:00

Кентавр стиха

Вспоминая Андрея Вознесенского

Тэги: вознесенский, круглый стол, классики xxi века


вознесенский, круглый стол, классики xxi века

Сергей Бирюков показывает масштаб творческой личности Андрея Вознесенского. 
Фото автора

Новый формат литературных вечеров – круглые столы, устраиваемые при участии Российского книжного союза, – продолжает развиваться в литературном клубе «Классики XXI века». Каждое мероприятие посвящено творчеству того или иного поэта. Но если обычно персонаж выбирали из литераторов рубежа XIX и ХХ веков, то на этот раз героем стал один из крупнейших поэтов современности. В мае отмечался юбилей не так давно ушедшего от нас Андрея Вознесенского. Одной из задач круглого стола был обзор тех шагов, которые делаются для увековечения памяти поэта. И, конечно, каждому из заявленных в программе докладчиков было что сказать о своем отношении к Вознесенскому, ведь многие из них знали его лично.

Константин Кедров поделился воспоминаниями о том, как они с Вознесенским организовали празднование Первого всемирного дня поэзии 21 марта 2000 года. А в перестроечные годы ими были проведены две «Минуты немолчания» по неопубликованным стихам. Сегодня, подчеркнул Кедров, поэзия оказалась загнанной в еще большее подполье. Для многих читателей Вознесенский остается поэтом-шестидесятником, в то время как много и плодотворно работать он продолжал практически до самого конца.

Елена Кацюба представила специальный номер «Журнала поэтов» «Андрей, рей над!». Желая сделать номер более филологическим, его создатели собрали в нем прозаические посвящения Вознесенскому. Кацюба прочла отрывок из своей статьи «Небо +», где на конкретных примерах были показаны особенности существования образа «небо» в произведениях поэта.

Поэт и эссеист Нина Краснова познакомила гостей с посвященным Вознесенскому номером альманаха «Эолова арфа», главным редактором которого она является. Среди материалов – репортажи с последнего творческого вечера поэта, состоявшегося в театре Петра Фоменко, и панихиды по Вознесенскому. Перу Красновой принадлежит книга «Храм Андрея на виртуальном ветру». В другой ее книге, которая называется «В небесной сфере» и посвящена авторам Серебряного века, тема поэта возникает в связи с Есениным. На вечере прозвучали отрывки из обоих изданий, связанные с происхождением так называемых кругометов в творчестве Вознесенского (например, знаменитой «тьмать»).

Кирилл Ковальджи был заявлен в программе с докладом «А. Вознесенский и В. Маяковский: диалог и спор». Однако строгого по форме доклада снова не случилось. Сама атмосфера вечера предполагала иное. Ковальджи охарактеризовал Вознесенского и Маяковского как двух поэтов «пробуждения и в поэзии, и в обществе». При этом Вознесенскому был важен ранний Маяковский, его энергия и метафоризм.

Доктор философских наук Вадим Рабинович представил на суд публики коллаж из произведений советской поэзии на футуристический лад, как это мог бы сделать Вознесенский: «И вот уже лепо бяшет свое слово Боян./ Месяц едет, а котенок плачет./ Бог весть откуда взявшийся всадник из меди/ Тяжело-звонко мчит по потрясенной мостовой./ Мороз дерет раненым медведем,/ А носатый поэт тенькает своими шпорами». «Вознесенский – это кентавр, – заключил Рабинович. – Это Маяковский, это Пастернак, это Николай Асеев и Леонид Мартынов. Словом, все те, кто исповедовал просодию русского футуризма. Это – самый главный футурист в нашей жизни».

Доктор культурологии и искусствовед Анна Рылева рассказала об опыте создания «словаря-гипертекста» к поэме Вознесенского «Оза». Введенное в 1963 году Тедом Нельсоном понятие «гипертекст» означает текст, который ветвится или выполняет действие по запросу. При составлении словаря исследователь двигалась, руководимая своей интуицией и предпочтениями. Получилось 28 слов. В их числе: Богоматерь; биография; верлибр и др.

Саунд-поэт и президент Международной академии зауми Сергей Бирюков представил звуковую сторону поэзии Вознесенского, который, даже создавая традиционные, написанные «квадратами» стихи, при исполнении разрушал их «квадратность» интонационно, практически джазовыми синкопами. Поэтому было важно не только читать его, но и слышать. Не случайно, заметил Бирюков, композиторы обратили внимание на стихи Вознесенского. Так, Родион Щедрин написал на их основе в конце 60-х годов свою «Поэторию». Благодаря необычной мелодике поэзия Вознесенского оказалась понята во всем мире.

Вдова поэта Зоя Богуславская подвела итог первой части вечера, сказав о важных событиях, связанных с увековечением памяти Вознесенского, – открытии мемориальной доски на доме, где они прожили 40 лет (знаменитая высотка на Котельнической набережной), и организации библиотеки имени Вознесенского, которая скоро откроет свои двери для читателей. Два посмертных издания произведений Вознесенского Богуславская передала в дар библиотеке имени Чехова.

Далее по сложившейся традиции поэты читали стихи Вознесенского. Выступили Сергей Бирюков, Константин Кедров, Александр Самарцев, Нина Краснова, Маргарита Аль, Ольга Адрова и др. Интригу во втором отделении создали Андрей Коровин и Шота Иаташвили, который прочитал переводы двух стихотворений Вознесенского на грузинский язык и предложил присутствующим угадать тексты. После высказанных предположений Коровин прочитал оригинальные варианты. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Выпустили стрекоз  на мороз

Выпустили стрекоз на мороз

Арешева Юлия

После книги о Будде Александр Сенкевич пишет о Венедикте Ерофееве

0
165
Время пришло  к концу

Время пришло к концу

Арешева Юлия

Клуб «Некрасовские пятницы» предлагает переименовать Рыбинск в Кублановск

0
465
Ты – меч мечты

Ты – меч мечты

Елена Кацюба

Три тома поэта и философа и еще один – как начало нового собрания

0
388
Я умру в 37 лет

Я умру в 37 лет

Елена Семенова

Евгений Таран

На чтениях «Они ушли. Они остались» добрались и до рок-поэзии

0
954

Другие новости

Загрузка...
24smi.org