0
5844
Газета Интернет-версия

13.03.2014 00:01:05

Жизнеописание безумного механика

Тэги: кушнир, сергей курехин


кушнир, сергей курехин Один из проектов Сергея Курёхина и Бориса Гребенщикова назывался «Безумные соловьи русского леса» – трудно найти более удачное название. Фото из книги

В Англии или Америке книг, подобных этой, – великое множество. И про The Beatles, и про The Doors, и про Pink Floyd, и про Элвиса Пресли… Да, пожалуй, про каждую более или менее популярную группу или исполнителя. А про иных – и не одна книга написана. Это недешевые издания, с интересным авторским дизайном страниц, со множеством фотографий и копий различных исторических документов: программок, плакатов, рукописных страничек… Некоторые из этих изданий даже переведены на русский и изданы. А вот собственных подобных книг о наших, русских, исполнителях и музыкальных коллективах почти нет. А то, что есть, – отдает халтурой. Плохая бумага, обычная верстка, отдельной вкладкой – фотографии плохого качества. Да и текст – как правило, нарезка из интервью разных лет, хорошо, если в хронологическом порядке, очень хорошо – если в соответствии с какой-то концепцией.

Пожалуй, только два российских издания по совокупному качеству текста, изобразительного материала и оформления можно поставить в рядом с зарубежными образцами. Первый пример – совсем недавно выпущенная книга «Машина времени» в словах и образах», подготовленная самим Андреем Макаревичем, который уже далеко не новичок на книжно-литературной ниве. Второй же пример – огромная и по-настоящему роскошная книга, выпущенная 10 лет назад и посвященная группе «Аквариум». Она также создавалась в тесном сотрудничестве с Борисом Гребенщиковым, который опять же человек, не чуждый литературе, – переводчик, автор нескольких прозаических произведений. В общем, складывается полное впечатление, что создание по-настоящему хороших книг о рок-музыкантах – дело рук самих музыкантов. При условии, что у них есть еще и литературный талант. Так, да не совсем… Главным движителем книги об «Аквариуме» был, конечно, не сам БГ, а Александр Кушнир. В 90-е годы он при участии своего коллеги Александра Волкова написал серию очерков об истории создания всех записанных на тот момент официальных альбомов «Аквариума» для комплекта подарочных компакт-дисков. Этот свод текстов, дополненный воспоминаниями Гребенщикова, и лег в основу издания…

книга
Александр Кушнир.
Сергей Курёхин.
Безумная механика русского рока.

– М.: Бертельсманн
Медиа Москау АО, 2013.
– 224 с.

Нужно сказать, что Кушнир, по-видимому, самый профессиональный журналист, пишущий о рок-музыке на русском языке. По крайней мере единственный, кто успешно работает по западным стандартам музыкальной журналистики. Остальные российские рок-журналисты – либо светские тусовщики, либо люди с давних пор имевшие доступ к зарубежной музыке и неплохо ее знающие (а большинство-то ее просто плохо знают!), либо обычные журналисты средней руки, волею судеб попавшие в музыкальную область. У Александра Кушнира предельный цинизм сочетается с бережностью в отношении к истории российского рок-андеграунда. Он с равным успехом может совершенно бессовестно пиарить в своем агентстве «Кушнир продакшн» малоизвестных попсовиков, нашедших деньги на «раскрутку», и так же аккуратнейшим образом собирать по крупицам, по интервью и самиздатовским журнальчикам информацию о подпольных рок-коллективах советской поры. Его книга «100 магнитоальбомов советского рока» – уникальное историческое исследование в области новейшей истории культуры. При том что деятельность «Кушнир продакш» – образец хладнокровного применения современных рекламных технологий в области поп-индустрии.

Книга о Сергее Курёхине была нужна. И хорошо, что ее написал – а точнее сказать, собрал, словно мозаику, из газетных цитат, отрывков интервью, старых фотографий, рукописных записок и, конечно же, из собственного текста, весьма энергичного, – Александр Кушнир. Не так давно выходила книга о Курёхине игравшего с ним музыканта Александра Кана. Но это были частные воспоминания. А здесь именно что биография – кропотливо воссозданная история становления одного из самых необычных российских музыкантов. О Курёхине мог бы написать кто-то из питерцев, из тех, кто, возможно, и знал его ближе, но это опять получились бы субъективные заметки. А Капитан (так звали его в музыкальных «околоаквариумовских» кругах в 80-е годы) достоин масштабного полотна. Чтобы были осознаны и описаны все периоды жизни Курёхина: и юность в Евпатории, и первые музыкальные опыты по приезде в Питер, и дружба с поэтом Аркадием Драгомощенко, и многочисленные джазовые эксперименты, и периодическое соратничество с Борисом Гребенщиковым (альбомы «Треугольник», «Табу», «Радио Африка», фильм «Два Капитана – 2», безумные хеппенинги начала 90-х), и работы за рубежом, и странный союз с Дугиным и Лимоновым, и многое-многое другое… А на столь кропотливую работу, кроме Кушнира, пожалуй, никто и не способен.

И Кушнир, как никто, понимал, что такая книга нужна. «Как-то я читал лекцию, – вспоминает Кушнир, – и в качестве примера человека, который давал самые провокационные интервью, назвал Курёхина. Вдруг чувствую – какая-то гнетущая тишина вокруг…» Оказывается, из 30 студентов, желавших заниматься музыкальной журналистикой, это имя знали только двое или трое. И то, по всей вероятности, ипостась историографа русского независимого рока возобладала над ипостасью циничного пиар-технолога, и Кушнир понял, что о Курёхине нужно рассказывать новым поколениям. И, как говорится, если не я, то кто… Александр стал читать лекцию о Капитане, а там и до книги недалеко.

Для книги было взято более полутора сотен эксклюзивных интервью, десятки архивных экспонатов предоставили родные, друзья и близкие Сергея Курёхина. Все это осмыслено и проанализировано. При этом язык самого Кушнира выразительный, а местами так просто по-хорошему развязный – достойный лучших образцов гонзо-журналистики: «Слух о группе, которая исполняет актуальный прогрессив-рок, молниеносно разнесся по пригородам и огородам Ленинграда. Вместо расслабленных неторопливых дачников пыльные электрички наполнили длинноволосые хиппари. Причем не только из Питера, но и из близлежащего Пушкина – главного оплота ленинградской психоделии. На сейшены «Поста» приезжали толпы торчков, которые накуривались дури и менялись дисками Blue Cheer и Gentle Giant. Руководил нашествием патлатых варваров огромный человек по имени Тар Ку, от которого запах шмали исходил на километры вокруг. Любимец пушкинских хиппанов, он следующие десять лет концептуально провел в местных психушках. А пока ведомое Тар Ку волосатое войско закидывалось кодеином и погружалось в марево психоделической музыки, прорывавшейся сквозь хрип венгерских динамиков». А ведь Кушнир не мог этого видеть, не присутствовал он там. И вообще далек от всей этой наркоманской темы. А вот ведь то ли так ярко визуализировал с чужих слов, то ли просто все придумал, включая этого Тар Ку, о котором мне лично не у кого больше читать или слышать не доводилось.

Кушнир филигранно сплетает явно документальные фрагменты с художественной реставрацией. Что-то из описанного им так именно и было, что-то, возможно, было и не совсем так, но могло быть в точности так – и в истинность всего описанного веришь беззаветно. Кушнир не мог присутствовать при встрече Курёхина и Гребенщикова, но не только и не столько описал их встречу, сколько обосновал ее неизбежность: «К началу 1980-х Сергей Курёхин и Борис Гребенщиков напоминали два континента, не нанесенные пока на карту, но уже готовые к эпохе великих музыкальных открытий. Сергей исколесил всю страну, исполняя фри-джаз в составе квартета Вапирова. Гребенщиков экспериментировал со стилями, играя все, что попадалось под руку – от реггий и психиделики до панка и «новой волны». Скандальное выступление «Аквариума» на рок-фестивале в Тбилиси закончилось тем, что БГ вышвырнули из аспирантуры, комсомола, с репетиционной базы и откуда-то еще. Таким образом, великих питерских аутсайдеров от искусства стало как минимум двое. А двое – это уже сила. Двое могут объединиться в движение». Они не просто были двумя музыкантами – как музыкант Гребенщиков сильно уступал Курёхину. Они были равновелики по интеллекту и по эрудиции. И по внутреннему творческому безумию, которое их и свело. Не случайно один из их совместных альбомов так и назывался – «Безумные соловьи русского леса».

Александр Кушнир старательно описывает музыкально-театрализованные представления, которые вытворял Сергей Курёхин в рамках своего безразмерного и вневременного проекта «Поп-механика». Ничего подобного не знала история русского искусства, да и всего мирового, пожалуй. Каждая выходка Капитана зримо предстает на страницах. И это еще одно ее несомненное достоинство.

Конечно, с учетом того, что Сергея Курёхина уже плохо помнят даже студенты журфака, то книга о нем не будет иметь того же успеха, как описанные выше издания об «Аквариуме» и «Машине времени». Однако эту книгу обязательно нужно было написать. И не только написать, а еще и выпустить именно так – с множеством иллюстраций и исторических документов. В чем-то такая же безумная, как и ее герой. И здорово, что она уже есть.

Кстати, еще об одном ярком представителе питерского музыкального андерграунда - Аркадии Северном - читайте на последней странице газеты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
371
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
480
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
390
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
330

Другие новости