0
5795
Газета Интернет-версия

03.07.2014 00:01:00

Социальный парадокс спонсорства

Тэги: история, савва морозов, русское купечество


история, савва морозов, русское купечество Савва Тимофеевич был похоронен по христианскому обряду на Рогожском кладбище в столице. Фото Александра Анашкина

22-7-11.jpg

Анна Федорец. Савва Морозов. 

– М.: Молодая гвардия, 2013. – 352 с.

Серебряный век в первую очередь ассоциируется с его творцами: Александром Блоком и Валерием Брюсовым, Николаем Евреиновым и Всеволодом Мейерхольдом, Александром Бенуа и Михаилом Врубелем... В меньшей степени помнят роль спонсоров издательств и театров, покупателей картин.

Ведь без Сергея Полякова не было бы издательства «Скорпион» и журнала «Весы», в которых печатались Константин Бальмонт и Юргис Балтрушайтис, а без Маргариты Морозовой – знаменитого литературно-философского салона и издательства «Путь», в котором выходили книги Николая Бердяева, братьев Сергея и Евгения Трубецких...

Савва Морозов (1862–1905) принадлежал к этой же плеяде. Книга специалиста по истории отечественного купечества Анны Федорец (Москва) реконструирует жизнь знаменитого предпринимателя и филантропа.

Федорец пишет о происхождении своего героя – он был выходцем из семьи богородских купцов. Рассказано об учебе на отделении естественных наук физико-математического факультета МГУ, а затем (своеобразное повышение квалификации) в Великобритании. В дальнейшем Морозов работал в руководстве Никольской мануфактуры, занимая должность мануфактур-советника, но не ограничивался профессиональными интересами – возглавлял Нижегородский ярмарочный комитет, энергично занимался проведением Всероссийской промышленной и художественной выставки. Не очень похоже на традиционный образ купца-самодура, показанный в драматургии Александра Островского или в живописи (вспомним «Приезд гувернантки в купеческий дом» Василия Перова).

Исследователь подробно разбирает благотворительную, спонсорскую деятельность Морозова. Она в первую очередь относилась к театральному искусству. Сначала учреждение Летнего театра для рабочих и служащих фабрик Орехово-Зуева, затем активное участие в жизни МХТ (первоначально Московского художественного общедоступного театра). По сути известный шарж, изображающий Константина Станиславского, Василия Немировича-Данченко и Савву Морозова, впряженных вместо коней в колесницу Художественного театра, не был далек от истины.

Отдельно рассматривается помощь Морозова большевикам. В свое время Максим Горький, участвовавший в привлечении купца к спонсорству Компартии, назвал Савву Тимофеевича «социальным парадоксом», недоумевая, как можно помогать силам, стремящимся к ликвидации класса власть имущих.

По мнению Федорец, основную роль в этом странном альянсе сыграло увлечение Морозовым актрисой Марией Андреевой, связанной с революционными течениями (от Саввы Тимофеевича она уйдет к Горькому). Косвенно это подтверждается тем, что после завершения романа помощь большевикам сокращается, а затем сходит на нет. Другая причина разрыва связана с тем, что Морозов испытал шок от революционной жестокости: «Ну что творят эти антихристы, куда они ведут несчастных людей!»

Впрочем, соскочить с подножки красного трамвая, как называл революционное движение Юзеф Пилсудский, оказалось непросто.

Автор биографии выдвигает версию, что конфликт с большевиками, требовавшими «продолжения банкета», обернулся не самоубийством (общепринятая версия смерти), а убийством Саввы Тимофеевича. Хотя  оговаривается: «Картину смерти Морозова можно восстановить лишь приблизительно». В качестве возможных доказательств она обращает внимание на ссору мануфактур-советника и Горького, отмеченную сотрудниками департамента полиции, писавшими в числе прочего, что после ссоры к Морозову «по поручению Горького приезжал один из московских революционеров, а также революционеры из Женевы, шантажировавшие покойного». Не забудем, что Морозов  похоронен по христианскому обряду на Рогожском кладбище Москвы. Ведь самоубийц нельзя хоронить в пределах кладбищ и совершать христианский обряд погребения. 

Такой вот спонсор – жертва своей благотворительности. Чем не социальный парадокс?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Безуглеродный коктейль: московский бар перешел на энергию Красноярской ГЭС

Безуглеродный коктейль: московский бар перешел на энергию Красноярской ГЭС

Ярослав Вилков

0
515
Константин Ремчуков. Из-за сокращения рекламных бюджетов китайских компаний американский рынок может потерять 45 млрд долл

Константин Ремчуков. Из-за сокращения рекламных бюджетов китайских компаний американский рынок может потерять 45 млрд долл

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 28.04.25

0
796
Три опоры Казахстана

Три опоры Казахстана

Андрей Выползов

Токаевские «апрельские тезисы» как ключ к разрешению фундаментальных вызовов в мире

0
841
Эн+ наращивает инвестиции и выработку чистой энергии

Эн+ наращивает инвестиции и выработку чистой энергии

Василий Столбунов

Компания представила результаты работы за прошлый год

0
1137

Другие новости