0
9237
Газета Интернет-версия

18.08.2016 00:01:00

До начала Великой Отечественной оставалось три дня…

Алекс Громов

Об авторе: Алекс Бертрам Громов – прозаик, историк. 

Тэги: история, великая отечественная война, арктика, молотов, сталин, папанин, коккинаки, советский союз, cccp, фашистская германия, норвегия, швеция, англия, оборона, самолеты


история, великая отечественная война, арктика, молотов, сталин, папанин, коккинаки, советский союз, cccp, фашистская германия, норвегия, швеция, англия, оборона, самолеты Торпеда, переданная музею ВМФ в Москве советом ветеранов соловецких юнг и музеем соловецкой школы юнг Северного флота. Иллюстрация из книги

Оборона Заполярья занимает достойное место в ряду трагических и героических страниц истории Великой Отечественной войны. Легендарный пограничный знак № 1, возле которого немецко-фашистские захватчики так и не смогли ступить на территорию Советского Союза, находился именно на этой суровой земле – на полуострове Рыбачий, прославленном не только в истории, но и в знаменитой песне «Прощайте, скалистые горы».

С обороной Арктики связана и непростая история отношений между странами – союзницами по антигитлеровской коалиции. Здесь, среди льдов и туманов, в опасной близости от берегов оккупированной Норвегии пролегал путь Арктических конвоев, доставлявших в Советский Союз из Англии оружие и боевую технику, боеприпасы, продовольствие, металл, каучук и многие другие важнейшие ресурсы, так необходимые нашей воюющей стране. В заполярных водах советские и британские летчики, моряки и подводники вместе обороняли морские караваны и совершали рейды против немецких баз, громя общего врага.

На суше, по ледяной пустыне тундры, порой не мог пройти никакой транспорт, и сложнейшая задача по обеспечению фронта легла на плечи отважных каюров-ненцев, которые на оленьих и собачьих упряжках доставляли боеприпасы и продукты, вывозили раненых. На продуваемых всеми ветрами островках месяцами, а то и годами без смены трудились метеорологи, снабжавшие моряков и летчиков важнейшей информацией о погоде и ледовой обстановке. Не случайно в ходе обороны Заполярья стала в полной мере очевидна стратегическая значимость этого региона, которому и в наши дни уделяется огромное внимание.

Проблема практического освоения будущего Арктического театра военных действий стала актуальной для нашего флота уже в 1930-е годы. Да и будущий противник заинтересовался советской Арктикой еще за несколько лет до нападения на СССР. В Германии пристально следили за освоением арктических территорий и судоходством. Так в немецком морском журнале «Марине Рундшау» («Marine Rundschau») отмечали, что «Германия будет вынуждена для полноценной блокады Советской России на Восточном фронте послать флот на север с целью прервать арктические коммуникации Советской России и, может быть, для захвата морских и авиационных баз на мурманском побережье».

Эти слова процитировал начальник Главсевморпути, прославленный полярник Иван Дмитриевич Папанин 15 марта 1939 года в своей речи с трибуны XVIII съезда ВКП(б). Но при этом Папанин все же давал чересчур оптимистическую оценку положения в Арктике. «Нелишне напомнить, что во время интервенции кое-кто уже высаживался на нашем мурманском побережье. Известно также, чем закончилась эта авантюра. Сейчас немецким и иным фашистам не придется себя утруждать сложной работой по высадке десанта. Их корабли мы постараемся затопить еще в море».

За десять дней до упомянутого доклада Политбюро утвердило проект постановления СНК СССР, разрешающего Герою Советского Союза комбригу Владимиру Коккинаки и штурману майору Михаилу Гордиенко беспосадочный перелет по линии Москва–Тронхейм, Норвегия–Рейкьявик, Исландия – мыс Фаруел, Гренландия – Батл-харбор, Ньюфаундленд (ныне Канада) – Нью-Йорк. Для полета избрали самолет конструкции Сергея Ильюшина ЦКБ-30 («Москва»). Тем самым ВВС СССР стали срочно осваивать так называемый Западный маршрут – воздушную трассу к берегам Великобритании и США, могущую при необходимости хотя бы частично заменить традиционную морскую, начинавшуюся в Мурманске и Архангельске, но способную попасть под удары врага.

Помимо планируемого создания новых баз флота и авиации руководство СССР уделяло внимание пограничникам. 7 марта 1939 года было принято постановление Политбюро «Об усилении охраны государственной границы в Мурманской области», обязавшее органы НКВД немедленно увеличить численность погранвойск в регионе на два батальона.

Народный комиссариат водного транспорта СССР, которым тогда еще официально руководил Николай Иванович Ежов (9 апреля 1939 года он был снят с должности, а наркомат разделен на два – Наркомат морского флота СССР, который возглавил Семен Семенович Дукельский, и Наркомат речного флота СССР), должен был «выставить у входа в Кольский залив судно под брандвахту для постоянного дежурства на нем представителей лоцманской службы, портового санитарного надзора, таможни и пограничников для контроля прибывающих в залив судов и для контроля судов, выходящих из залива в море». Это закрывало ранее практически свободный доступ к Мурманску.

фото
Санаторий «Севморпути» находился рядом с
аэродромом полярной авиации в усадьбе Братцево.
Иллюстрация из книги

В направленном 28 августа 1939 года председателю Совета народных комиссаров СССР Вячеславу Молотову докладе «Об оперативном значении островов Шпицберген и Медвежий (архипелаг Свальбард)» нарком Военно-морского флота Николай Кузнецов привел последние данные советской разведки: «Оживленная деятельность немцев по разведке, исследованию и подготовке архипелага для оперативного использования во время войны выражается в частых посещениях военными судами и самолетами (чаще под норвежским флагом). Так, в 1938 году в бухту Гринхарбор вошло военное судно с самолетом на борту под норвежским флагом, однако сошедшая на берег команда разговаривала на немецком языке и производила аэрофотосъемку залива. Это же судно посетило и остров Медвежий…».

Для защиты северных рубежей страны в марте–июне 1939 года в Мурманске и Кировске (Ленинградский военный округ) была на базе 162-го стрелкового полка 52-й стрелковой дивизии и частей 54-й стрелковой дивизии сформирована 104-я горнострелковая дивизия (командир – до января 1941 года – генерал-майор Владимир Иванович Щербаков), летом 1940 года переформирована в 104-ю стрелковую дивизию.

Меньше чем за месяц до нападения на СССР, 25 мая 1941 года, Верховное главнокомандование вермахта провело трехдневное совещание с участием финской военной делегации во главе с генералом пехоты Эриком Хейнрихсом, начальником Генерального штаба Финляндии с 16 мая 1940 по 29 июня 1941 года и с 29 января 1942 по 6 октября 1944 года. Хейнрихс, будучи представителем главнокомандующего финскими вооруженными силами, отвечал за военные отношения с Германией в январе–феврале и в мае–июне 1941 года. В течение трех майских дней, с 

25-го по 28-е, в Зальцбурге и Берлине прошли совещания немецких и финских военных.

Согласно планам Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии, главной задачей финской армии будет связывание русских сил в районе Ладожского озера, причем финское наступление должно было начаться через четырнадцать дней после начала осуществления немецкого плана «Барбаросса».

Финская делегация в ответ заявила, что район Ладожского озера представляет для них важный интерес, поэтому они не будут выжидать две недели, а начнут наступление сразу, но при этом сконцентрируют все свои вооруженные силы на Ладожском фронте и не будут передавать свой корпус для участия в боевых действиях в советском Заполярье – германском наступлении на Кандалакшу.

Спустя неделю, 3 июня 1941 года, совещания немецких и финских военных возобновились уже в Хельсинки. В ходе переговоров было достигнуто соглашение о том, что III корпус (две дивизии) и печенгский отряд (три роты и артиллерийская батарея) будут приданы армии «Норвегия». В течение двух недель, предшествующих немецкому вторжению, до 21 июня 1941 года включительно, в порты Финляндии заходили немецкие суда, откуда выгружались боевая техника, транспортные средства и войска, которые затем были размещены в Лапландии.

Опираясь на данные разведки и норвежских беженцев, оказавшихся на советской территории, командование флотом было в курсе, что гитлеровцы сосредоточили свои войска и боевую технику на территории Северной Норвегии и в районах Финляндии, граничащих с Советским Союзом. Помимо этого имелись сведения, что немцами сформирована военно-морская группа «Норд» и происходит концентрация надводных и подводных кораблей Третьего рейха на базах, располагающихся неподалеку от советско-норвежско-финляндской границы. Помимо этого отечественными постами береговой охраны были замечены в нескольких местах вблизи территориальных вод советского Заполярья перископы чужих подлодок. При этом командование вермахта и ВМФ Германии, считая себя – как победителей Европы – неуязвимыми, в период развертывания своих сил для нападения на СССР перестало, по словам командования отечественным Северным флотом, соблюдать элементарную осторожность, постоянно давая своими действиями на границе подтверждения, что вторжение случится в течение нескольких ближайших дней.

Наглядный пример – около двух часов дня 17 июня 1941 года командующему Северным флотом доложили, что в небе – над главной базой флота – появились германские самолеты. Как потом выяснилось, над бухтой и Полярным пролетел самолет с опознавательными знаками ВВС Германии, причем так низко, что оперативный дежурный по Северному флоту, выглянув из окна служебного помещения, разглядел немецкого летчика в кабине. Сфотографировав гавань Полярного, немецкий самолет прошел над Кольским заливом и над аэродромом в Ваенге и отправился восвояси. Ни одна из советских батарей ПО не сделала по нему ни одного выстрела, несмотря на ранее полученные инструкции – открывать огонь в подобных случаях. В объяснениях командиров батарей командующему флотом звучала одна и та же фраза – не открывали огня из-за боязни что-либо напутать. Артиллеристы боялись поддаться на провокацию немцев, могущую стать причиной конфликта и – что возможно – начала полномасштабных боевых действий. Головко дал приказ перехватить самолет, но поднятые в воздух дежурные истребители (И-15 и И-16) не обладали нужной скоростью полета для перехвата, и немецкий самолет отправился на свой аэродром с собранной информацией о главной базе нашего Северного флота.

Спустя несколько часов над советской Арктикой появилось звено немецких самолетов, один из которых прошел над бухтой Озерко. Выполняя приказание командующего Северным флотом: в случае появления неизвестных самолетов – сбивать, отечественные зенитки открыли дружный огонь, но так и не смогли задеть чужие самолеты, летевшие на высоте свыше 7 тыс. м. Было очевидно, что немцы делали последние приготовления к нападению.

После этого Головко доложил о случившемся не только наркому ВМФ Кузнецову об этих инцидентах, но и отправил телеграмму генерал-лейтенанту Маркиану Попову – командующему Ленинградским военным округом, которому Северный флот был подчинен в вопросах сухопутной обороны. Головко оперативно получил ответ, подписанный начальником штаба Ленинградского округа: «Не давайте повода противнику, не стреляйте на большой высоте». Головко объявил на Северном флоте оперативную готовность № 2. Такая готовность была объявлена и на Балтийском флоте. До начала Великой Отечественной войны оставалось три дня…

Общепринятым является мнение о внезапности немецкого вторжения на территорию СССР. В последнее время версия о Сталине, не желавшем прислушиваться к тревожным сообщениям разведки, слегка потеснилась перед мнением, что советское руководство прилагало все усилия, чтобы избежать провокаций и обвинений в том, что это СССР начал войну. Хотя в неизбежности войны никто не сомневался задолго до рокового дня 22 июня 1941 года.

Вопрос, насколько неготовность к войне была результатом того, что военная реформа в Советском Союзе была далеко еще не завершена, а насколько – последствием сознательных усилий по уклонению от опасности тех самых провокаций, до сих пор служит темой для дискуссий. С другой стороны, флоты встретили первый натиск немцев и их союзников в полной боевой готовности. Корабли Северного флота по приказу адмирала Головко покинули базу в Полярном за несколько дней до начала войны и рассредоточились по окрестным природным бухтам. Поэтому налеты люфтваффе в первые часы войны не причинили им вреда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
812
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
784
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
739
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
705

Другие новости