0
3469
Газета Интернет-версия

02.03.2017 00:01:00

Игры с симулякрами и споры с Ницше

Тэги: философия, ницше, хайдеггер, деррида, исламский терроризм, культурология, филология, искусствоведение, всеволод мейерхольд, осип мандельштам, иешуа, понтий пилат, сцилла и харибда, мастер и маргарита, собачье сердце, шариков, люмпен


философия, ницше, хайдеггер, деррида, исламский терроризм, культурология, филология, искусствоведение, всеволод мейерхольд, осип мандельштам, иешуа, понтий пилат, сцилла и харибда, «мастер и маргарита», «собачье сердце», шариков, люмпен Люмпен Шариков хотел «все поделить» и снова превратился в собаку. Фото Евгения Никитина

Название несколько заумное. Простой человек не купит. Да и интеллектуал запнется. Не сразу даже понимаешь, что речь об антонимах. Не лучше ли звучит по-русски: «Сущее и Пустота»? Впрочем, это придирки. Есть и более существенные замечания – частые смысловые повторы, запутанная структура, несмотря даже на наличие глав, слишком много «Лифшица» (автор – его преданнейший ученик и последователь), некоторая сбивчивость основной идеи и т.д. и т.п. Но… Из-за этого «но» я и пишу свои заметки.

За последнее время я не встречала в философской литературе такого индивидуального и страстного голоса. Такой дерзости, даже дерзновенности! И такой привязанности содержания к событиям буквально последних дней. Не публицистической, а глубинной, восстанавливающей ту самую, распавшуюся еще в гамлетовские времена, «дней связующую нить». Невольно вспомнилось, что этот солидный бородатый человек, доктор наук, получает на заседаниях институтского отдела нарекания за нечто вроде «подхихикиванья». Ведет себя «по-мальчишески». Может, из детства и эта отвага? Правда, за книгой незримо встает мощная фигура Лифшица, чей научный авторитет (во многом стараниями Виктора Арсланова) за последние годы неизмеримо вырос. Присутствие «учителя» как бы снимает с ученика часть ответственности. И все же…

Оригинальность этого философского труда также и в том, что автор (как и его учитель) демонстрирует поразительную широту и многогранность, выступает не только как философ, но и как культуролог, искусствовед, филолог. И даже как публицист с этими его яростными и весьма доказательными нападками на современных адептов постмодернизма в философии и искусстве. Именно они представительствуют в книге от лица «пустоты» (надеюсь, автор простит мне замену слова). Арслановым, по сути, прослеживается вся линия философского нигилизма, начиная от античных софистов, с которыми он сравнивает современных постмодернистов. Отрицание истины, игра с «симулякрами», отсутствие исторического движения и исторических перспектив. Автор отважно ввязывается в спор с Ницше, Хайдеггером, Дерридой, для которых современность – это «тотальная пустота» (все же словечко «пустота» можно встретить и у самого Арсланова).

В сущности, авторская гипотеза, как я ее поняла, сводится к тому, что человечество за годы после русской революции не подхватило возникших тогда плодотворных идей и не сумело вырваться ни из одного порочного круга: «…Во всем интеллектуальном мире XX века не произошло реальной смены поколений…» А ведь русская революция этот прорыв, пусть на время, но продемонстрировала, и капиталистический мир откликнулся на нее множеством социальных новаций и уступок простому народу.

7-15-13.jpg
Виктор Арсланов.
Сущее и Ничто.
– СПб: Наука,
2016. – 636 с.

Но вот Россия вернулась к капитализму. И что же? Разве противоречия между верхами и низами исчезли? А как бороться с исламским терроризмом? Нам предлагают концепцию толерантности и плюрализма, которая в этих условиях ничем не может помочь. У каждого своя правда. Противоречия не доводятся до их кульминации и разрешения.

Признаться, меня несколько смутила неколебимая вера автора в ту новую диалектику, которую предлагал в свое время Михаил Лифшиц. Тот чудодейственный «третий путь» – проход в некую «щель», когда возникает гармоническое единство противоположностей. Да ведь нужно, чтобы они еще правильно легли на игральный стол истории. Вот эти правильные, а также неправильные возможности автор блистательно демонстрирует в анализе булгаковских произведений. Читать этот разбор было даже увлекательнее философской полемики.

В «Собачьем сердце» ученый-позитивист Преображенский, в терминологии Лифшица – «бернар» (так называл людей этого рода Дмитрий Карамазов), терпит полный крах. Ему приходится в конце концов убить живое существо – Шарикова, вновь превратив его в собаку. «Бернарство» делает его презрение к революции односторонним. Но не менее односторонен новоявленный люмпен Шариков, выступающий от лица той стихийной варварской массы, которая норовит «все поделить». Они антиподы. Диалог между ними невозможен. Схождение этих крайностей катастрофично и какофонично. Но вот в «Мастере и Маргарите» встречаются Мастер и «пролетарский поэт» Иван Бездомный. И оказывается, что их диалог для обоих плодотворен. Мастер выходит из полной социальной изоляции. А Бездомный в конце романа вместо безликого «социального» псевдонима обретает свою настоящую фамилию, возвращается в мир большой культуры.

Может быть, еще более выразительна другая пара – Иешуа и Понтий Пилат. Они друг к другу потянулись. Но их общение на земле трагически оборвалось – во многом по вине Пилата. И возобновилось, увы, уже в другой реальности, где-то «на небесах». Возможен ли этот «гармоничный» расклад? Этот проход между Сциллой и Харибдой, крайностями консерватизма и революционности на нашей грешной земле? Судя по всему, очень редко. Недаром Арсланов делает упор на трагические произведения и трагические судьбы «героев времени». Это и знаменитый портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского, это поэзия и жизненная судьба Осипа Мандельштама. Костяк размышлений о судьбе творческой личности в трагическую эпоху составляют материалы о судьбе самого Михаила Лифшица. Его «дело о диссертации» благодаря стараниям бюрократии и всяческих «доброжелателей» растянулось на долгие годы. В книге можно прочесть все эти бюрократические отписки, доносы «доброжелателей» и оправдательные письма философа. Грустно и смешно! А в наши дни Лифшицем заинтересовались те самые авангардисты, с которыми он так страстно боролся. Автор набрасывается на современного художника-авангардиста Дмитрия Гутова, который много сил приложил к популяризации идей и личности философа. Думаю, и у Гутова в этом случае есть своя правота. В этой паре даже видится нечто вроде пары Мастера и Ивана Бездомного.

Вообще представляется, что долгожданный прорыв порочного круга возможен не столько на почве философических споров, сколько в области реального искусства, человеческих отношений, творчества. Именно там можно найти даже и сейчас не пустоту, а нечто живое и подлинное. На такие размышления наводит книга Виктора Арсланова, достойная самого пристального внимания.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
434
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
547
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
457
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
378

Другие новости