0
2360
Газета Печатная версия

03.08.2017 00:01:00

Трансгрессивный шаманист

Исследователи будут помнить Егора Летова как создателя своего языка

Тэги: егор летов, группа гражданская оборона, гроб, поэзия, рокмузыка, борис гребенщиков, сергей курехин, александр башлачев, подмосковье, малаховка, боб дилан, нобелевская премия, геннадий шпаликов, панкрок, шаманизм


егор летов, группа «гражданская оборона», «гроб», поэзия, рок-музыка, борис гребенщиков, сергей курехин, александр башлачев, подмосковье, малаховка, боб дилан, нобелевская премия, геннадий шпаликов, панк-рок, шаманизм Поэт Герман Лукомников, вдова Егора Летова Наталья Чумакова и поэт и литературовед Данила Давыдов говорили о языке Летова. Фото Николая Милешкина

В клубе «Стихотворный бегемот» (подмосковная Малаховка) вечером памяти Егора Летова открылся цикл, посвященный отечественной рок-поэзии. Тишину «Библиотеки над оврагом» порвал голос поэта и музыканта, читающего свои стихи «Сапоги стучали в лицо/ Виски лопнули пузыри/ Нога выломилась углом/ Ребра треснули, как грибы/ Он – в центре круга/ В центре лужи вытекшего сока./ Наконец что-то с шипом взорвалось/ В середине тщедушного тела... по красному полю/ рассветному полю/ по пояс в траве/ она побежала/ она побежала/ побежала – побежала – побежала...»

Голос взрывался и искрил высоковольтным проводом, казалось невероятным, что Егора уже девять лет нет среди живых, и на фотографиях – его аккуратный надгробный памятник с рельефным равносторонним крестом...

Егор (Игорь Федорович) Летов – один из ключевых героев отечественной рок-культуры. Вошел в историю как бессменный лидер панк-рок-группы «Гражданская оборона» («ГрОб»), созданной им и Константином Рябиновым (Кузей Уо) в 1984 году и просуществовавшей с перерывами вплоть до смерти Егора в 2008-м.

Гораздо меньшей известностью в сравнении с песнями группы пользуются стихи Летова. И если обращение к текстам рок-поэзии в рамках мероприятий клуба, посвященных поэзии «серьезной», может показаться кому-то странным, стоит вспомнить, что в прошлом году американский рок-музыкант Боб Дилан получил Нобелевскую премию по литературе за «создание нового поэтического выражения в американской песенной традиции». И это определение, по мнению выступившего на встрече Юрия Доманского – филолога и литературоведа, исследователя текстов русской рок-поэзии и сопредседателя ежемесячного летовского семинара в РГГУ, применимо и к текстам Летова. Он заметил, что Егор – один из четырех лидеров отечественной рок-культуры, которым, согласно мнению исследователя Льва Наумова, удалось создать свой уникальный художественный – в широком смысле – язык. Другие трое – Борис Гребенщиков, Александр Башлачев и Сергей Курехин. (Добавим, что в контексте всех упомянутых, пожалуй, только кроме Сергея Курехина, который был в первую очередь композитором и пианистом, можно говорить и об уникальном поэтическом языке.) Доманский отметил в летовских текстах свойство, которое определил как «поэтику формулы»: трансформация смысла встроенного в текст выражения или фразы-формулы (например «долгая счастливая жизнь») за счет остального контекста – до противоположного (не долгая и не счастливая). (Егор Летов утверждал, что, писав эти строки, не имел в виду фильм «Долгая и счастливая жизнь» Геннадия Шпаликова 1966 года, хотя определенную неосознанную связь с картиной можно заметить.)

Поэт, литературовед и критик Данила Давыдов, автор аналитических статей о стихах Летова, в своем выступлении отметил связь его текстов с современными ему и предшествующими литературными контекстами. В том числе с конкретной поэзией лианозовской школы и, в частности, стихами Всеволода Некрасова, поэтикой обэриутов; провел параллель с концептуальной поэзией Андрея Монастырского ввиду присущих обоим авторам приемов шаманизма и трансгрессивности.

Личность героя встречи определила несвойственный для «Бегемота» формат, не без сомнений одобренный куратором клуба Николаем Милешкиным: выступлениям сопутствовал прямой диалог со слушателями, плотно заполнившими гостиную, филологический анализ профессиональных исследователей перемежался с чтением стихов и пояснениями вдовы поэта Натальи Чумаковой, предоставившей уникальные аудио- и фотоматериалы. Она рассказала, что творчество пронизывало всю жизнь Летова, врастало в быт, как обложки альбомов, превращавшихся в обои (коллажи для будущих обложек выклеивались, как панно, крепились к стенам квартиры, затем их фотографировали и оставляли там, как персидские ковры).

А завершил вечер продолжительный и захватывающий рассказ-перформанс Германа Лукомникова, мгновенно втянувший зрителей в атмосферу личного общения докладчика с Летовым и Янкой Дягилевой (на концертах и в частной жизни) в конце 80-х – начале 90-х годов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В «Двенадцать» и в «Четверть девятого»

В «Двенадцать» и в «Четверть девятого»

Андрей Мирошкин

Андрей Щербак-Жуков

Юрий Анненков – едкий иллюстратор, неразгаданный прозаик

0
1852
Ночью церковь звонила протяжно и глухо

Ночью церковь звонила протяжно и глухо

Николай Фонарев

Во Владимирской области отметили 95-летие со дня рождения Владимира Солоухина

0
330
А графоманов не было

А графоманов не было

Ася Аксёнова

Фестиваль «Батумские каникулы» может стать регулярным

0
452
Тяжесть прощального гуда

Тяжесть прощального гуда

Глеб Богачев

В «Стихотворном бегемоте» вспоминали поэта Игоря Бухбиндера

0
238

Другие новости

Загрузка...
24smi.org