0
3096
Газета Печатная версия

19.10.2017 00:01:05

Лукулл, испытывающий муки Тантала

15 октября исполнилось 120 лет со дня рождения Ильи Ильфа

Тэги: литература, проза, юбилей, илья ильф, евгений петров, золотой теленок, двенадцать стульев, ссср, москва, одесса, катаев, кино, фотография


Праздничная Москва глазами Ильи Ильфа.
Праздничная Москва глазами Ильи Ильфа.

Мы привыкли относиться к ним как к одному писателю. И даже как к одному человеку. Ильф-и-Петров. Или даже так – ИЛЬФПЕТРОВ.

На первом плане восприятия два их совместных романа и их неоднократные экранизации – «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». И даже на втором плане – совместная повесть «Светлая личность», кстати, тоже экранизированная.

Писатели и сами шутили в этом роде. Во время одной из писательских поездок они заметили: «Ильфа и Петрова томят сомнения – не зачислят ли их на одно довольствие как одного человека». Даже дочь Ильфа, Александра Ильинична, как-то написала, что ее неоднократно спрашивали: «Вы дочь Ильфа и Петрова?»

Да, они дружили. Да, вместе работали в редакции газеты «Гудок». Да, 10 лет – а это целая жизнь в литературе – писали в соавторстве. Но при этом, что любопытно, всю жизнь называли друг друга на «вы». Они оба родились и выросли в Одессе, но познакомились в Москве…

Все же это были очень разные люди. Просто их совместное творчество как-то застилает все остальное, индивидуальное – и сольное литературное творчество (каждый из них написал множество рассказов и фельетонов), и увлечения (Ильф был вполне профессиональным фотографом, но об этом ниже), и личная жизнь. Как будто они все время ходили, взявшись за руки.

В предисловии к книге «Илья Ильф, или Письма о любви» Александра Ильф напоминает: «Они не были родственниками, однофамильцами или ровесниками». А потом добавляет, процитировав их собственный текст: «И даже разных национальностей: в то время как один – русский (загадочная славянская душа), другой – еврей (загадочная еврейская душа)».

Илья Ильф был старше Евгения Петрова на пять лет. Когда они начали писать в соавторстве, а это случилось в 1927 году, первому было 30 лет, второму – соответственно 25.

Ну, ведь они действительно совсем не похожи друг на друга на этом известном фото Виктора Иваницкого.
Ну, ведь они действительно совсем не похожи друг на друга на этом известном фото Виктора Иваницкого.

Александра Ильф в той же книге приводит факты из метрической книги Одесского раввината: «Иехиель-Лейб Файнзильберг, сын Арьи Беньяминовича Файнзильберга и Миндин Ароновны по браку в 1891 г., родился в 1897 году, 3 октября по старому стилю (обрезан 10-го дня)» Сам Ильф шутил: «Я родился в бедной еврейской семье и учился на медные деньги». Его отец был мелким служащим и хотел всем своим четырем сыновьям дать практические профессии – определял в ремесленное училище. Однако первый и второй сыновья, Александр и Михаил, стали художниками… Илья Ильф был третьим. И только четвертый сын никак не был связан с литературой и искусством.

За успехом юмористических и сатирических произведений Ильфа и Петрова не видно их других, не менее ярких проявлений. А между тем Ильф до того, как стать сатириком, был довольно экстравагантным автором.

«…Мы полюбили его, но никак не могли определить, кто же он такой: поэт, прозаик, памфлетист, сатирик? Тогда еще не существовало понятия «эссеист». Во всяком случае, было ясно, что он принадлежит к левым, даже, может быть, к кубо-футуристам, – пишет в автобиографическом романе «Алмазный мой венец» Валентин Катаев, брат Евгения Петрова, подсказавший молодым соавторам сюжет «Двенадцати стульев», романа, принесшего им славу. – Нечто маяковское всегда витало над ним. В нем чувствовался острый критический ум, тонкий вкус, и втайне мы его побаивались, хотя свои язвительные суждения он высказывал чрезвычайно редко, в форме коротких замечаний «с места», всегда очень верных, оригинальных и зачастую убийственных. Ему был свойственен афористический стиль».

Елеазар Лагман сфотографировал, как Ильф и Петров пошли в народ – на Гоголевский бульвар.
Елеазар Лагман сфотографировал, как Ильф и Петров пошли в народ – на Гоголевский бульвар.

Катаев устроил Ильфа в газету железнодорожников «Гудок» работать «правщиком». Он должен был редактировать письма простых работников железной дороги, которые печатались на последней странице. Они были неграмотными, длинными и скучными. Но Ильф их полностью переписывал и превращал в остроумные хлесткие памфлеты. Так оттачивался комический дар Ильи Ильфа. Так возникали его афоризмы. В полной мере этот афористический талант Ильфа полностью раскрылся в его знаменитых записных книжках. Их сохранилось довольно много – 35. «Тетради в клеточку, потрепанные блокноты, телефонные книжечки в клеенчатых и картонных обложках, элегантные американские ежедневники, отдельные листки, громадная бухгалтерская книга», – описывает их Александра Ильф. Об этом гроссбухе вспоминает и Евгений Петров, он приводит слова самого Ильфа: «Здесь должно быть записано все. Книга жизни. Вот тут, справа, смешные фамилии и мелкие подробности. Слева – сюжеты, идеи и мысли». И еще из воспоминаний Петрова: «Обязательно записывайте, – часто говорил он мне, – все проходит, все забывается. Я понимаю – записывать не хочется. Хочется глазеть, а не записывать. Но тогда нужно заставить себя».

Многое из записанного Ильфом потом попадало в художественные произведения – как в их общие, так и в сольные. Но многое так и осталось в черновиках и было напечатано только после смерти писателя.

«Ильф был изобретателем и коллекционером смешных или каламбурных фамилий, – пишет Александра Ильф. – Он собирал их, как Набоков собирал коллекции бабочек». Вот некоторые: баронесса Гаубиц, дантистка Медуза-Горгонер, Новиков-Прибор, Кассий Взаимопомощев, Крыжановская-Винчестер, профессор Скончаловский, Канибалкер, Укусинен, два брата-ренегата: Рене Гад и Андрей Гад… Или вот: «Съел тельное, надел исподнее и поехал в ночное», «Ветчинное рыло», «Мелкодраматический талант», «Лицо, не истощенное умственными упражнениями», «Ели косточковые, играли на щипковых», «Толстовец-людоед», «Лукулл, испытывающий муки Тантала», «Путаясь в соплях, вошел мальчик», «Анализ мочи – на стол мечи!», «Добивается командировки, чтобы купить себе кальсоны», «Пивные морщины» и т.д.

Такой запечатлел чету Ильф фотограф Виктор Иваницкий. 	Иллюстрации из книги «Москва и москвичи в фотографиях Ильи Ильфа 	(М.: ЛомоносовЪ, 2011)
Такой запечатлел чету Ильф фотограф Виктор Иваницкий. Иллюстрации из книги «Москва и москвичи в фотографиях Ильи Ильфа (М.: ЛомоносовЪ, 2011)

Одна из не самых известных граней таланта Ильи Ильфа – его занятия фотографией. Он увлекся этим в конце 29-го года. И увлечение переросло в профессию. Его фотографии – это хроника московской жизни 30-х годов. К примеру, из своего окна в Соймоновском проезде сделал несколько уникальных снимков взрыва храма Христа Спасителя. Эти фотографии составили первый раздел альбома «Москва и москвичи в фотографиях Ильи Ильфа», выпущенного в 2011 году. В этом же издании приведена фотосессия, которую можно назвать «Один день в Соймоновском проезде»: на ней запечатлены бытовые сценки из жизни Ильфа и его супруги – Маруси Тарасенко, сделанные приятелем Ильфа фотографом Виктором Иваницким.

Их переписка также опубликована. В 1923-м Ильф уехал из Одессы в Москву, но постоянно писал своей тогда еще возлюбленной, которой только предстоит стать его женой. «Милая моя девочка, разве Вы не знаете, что вся огромная Москва и вся ее тысяча площадей и башен – меньше Вас. Все это и всё остальное – меньше Вас…»

Ушел Ильф, как и родился, раньше своего соавтора. И тоже ровно на пять лет. Его не стало в 1937 году. Он долго болел, что нашло отражение в его записных книжках, понимал, что уходит. Петров трагически погиб в 42-м…

О предсмертных заметках, сделанных Ильфом, Петров написал: «Эта последняя работа – не просто «писательская кухня». На мой взгляд, его последние записки (они напечатаны сразу на машинке, густо, через одну строчку) – выдающееся литературное произведение. Оно поэтично и грустно».

Да, Илья Ильф был не только юмористом и сатириком. Он был футуристом, был лириком, был философом.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Анна Меликян: «Всегда сразу чувствуешь, «попадает» фильм в тебя или нет»

Анна Меликян: «Всегда сразу чувствуешь, «попадает» фильм в тебя или нет»

Ольга Галицкая

Режиссер рассказала о своем опыте работы в жюри международного фестиваля

0
1098
Бесплатные прививки защищают москвичей от эпидемии гриппа

Бесплатные прививки защищают москвичей от эпидемии гриппа

Татьяна Попова

Вакцинироваться от опасного вируса можно и в поликлиниках, и у метро, и в парках

0
1280
В "Ржеве" нет женских ролей

В "Ржеве" нет женских ролей

Ольга Галицкая

Продюсер Инесса Юрченко: "Нельзя из всего делать глянец и приключения"

1
3280
Константин Костин: "Единая Россия" создала устойчивую базу для принятия важных решений в Мосгордуме

Константин Костин: "Единая Россия" создала устойчивую базу для принятия важных решений в Мосгордуме

Степан Гроздев

Политическая повестка в столичном парламенте будет вытеснена на периферию, считает эксперт

0
536

Другие новости

Загрузка...
24smi.org