0
1149
Газета Печатная версия

21.02.2019 00:01:00

Талант сочувствия и сопереживания

Забытая художница Александра Прегель, чьи портреты писали Лев Бакст и Диего Ривера

Тэги: искусство, эмиграция, живопись, диего ривера, сша, ньюйорк, париж, богема, временное правительство, керенский, россия, история


6-14-11.jpg
Александра Прегель. Автобиография
души… Воспоминания. Живопись.
Графика / Сост. Ю. Гаухман, А. Рюмин.
– М.: Русский путь, 2018. - 184 с.

Иногда отзвуки творческой деятельности представителей русской эмиграции далеко не сразу доходят до родины. В частности, это можно сказать о замечательной художнице Александре Николаевне Прегель. Популярность ее у нас невелика. Другие представители этого славного семейства известны гораздо больше. Например, историки хорошо знают ее отца Николая Авксентьева, видного политического деятеля первой четверти ХХ века, бывшего министром внутренних дел в составе Временного правительства Керенского. Вторым мужем ее матери был критик Михаил Цетлин, чей дом в Париже являлся одним из «пунктов» притяжения русской эмиграции и французской богемы. В литературных кругах с большим пиететом относились к поэзии Софии Прегель, сестры мужа Александры Николаевны. Сама же художница начисто была лишена тяги к саморекламе, ее имя оставалось в тени.

И тут – не было ни гроша, да вдруг алтын. Издан обширный сборник, куда вошли и мемуары Александры Прегель, и многочисленные репродукции ее живописных и графических произведений. Составители – Юлия Гаухман и Александр Рюмин. Логично, что презентация новинки состоялась в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына.

Предваряет альбом статья душеприказчицы и хранительницы ее архива Юлии Гаухман. Она кратко характеризует членов семейства Александры Николаевны, описывает биографию художницы, этапы становления ее мастерства. Вот Гаухман рассказывает о переезде Александры Николаевны из Франции в США в 1940 году. Нью-Йорк к тому времени стал новым мировым центром искусства. Прегель нужно было доказать свою творческую состоятельность, и к своей первой персональной выставке она подготовила 36 новых полотен. «Среди тем и сюжетов представленных работ неожиданно для тех, кто был уже знаком с ее довоенным творчеством, появилась новая тема – тема боли, трагедий и несчастий, выпавших на долю ее современников. Никакие новейшие течения не поколебали вдруг возникшей потребности художницы перенести на полотно сердечную боль за тех, кого настигла беда, будто в ней пробудились ранее дремавшие силы сострадания к трагической судьбе человека и талант сочувствия и сопереживания чужой доле».

6-14-1.jpg
Александра Прегель. Без названия.
1950-е годы. Иллюстрация из книги
Затем Гаухман «передает слово» самой Александре Николаевне, и читателям представлен образец хорошей русской прозы. Ее воспоминания являются размышлениями о прошлом и будущем отечества, они насыщены наблюдениями, со снайперской точностью схваченными цепким взглядом художника, пронизаны здоровой иронией: «Когда моему брату исполнилось четыре года, его интерес к животным распространился также и на насекомых. Он мог подолгу наблюдать за мухами и муравьями, даже пытался их поймать. Однажды он вернулся домой с прогулки с няней и объявил, что обнаружил одну очень редкую муху под названием «проходимы». Никто никогда не слышал о таком виде мух. Все объяснилось, когда няня рассказала, что во время прогулки Валя остановился около куста, над которым вился большой рой. Няня, испугавшись, что Валя может оказаться покусанным, потянула его в сторону, повторяя «проходи мимо, проходи мимо, и Валя решил, что это название мухи».

Самое важное в сборнике – обширный иллюстративный ряд. Гаухман и Рюмин не только сделали максимально полную подборку живописных и графических работ Александры Николаевны. Они дополнили ее редкими фотографиями, имеющими отношение к семейству Прегель, а также рисунками других популярных мастеров. Таких немало, достаточно сказать, что портреты красавицы «бенефициантки» рисовали Лев Бакст и Диего Ривера. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Прогресс в России станет неизбежным, если нынешнее руководство  все-таки попробует взяться за будущее

Прогресс в России станет неизбежным, если нынешнее руководство все-таки попробует взяться за будущее

Георгий Почепцов

0
295
Государство, пестующее свою классовость, сегодня неэффективно

Государство, пестующее свою классовость, сегодня неэффективно

Николай Гульбинский

От революции к стагнации

0
439
Российская аксиома: Воюем насмерть, живем как получится

Российская аксиома: Воюем насмерть, живем как получится

Сергей Вохлачев

0
481
Китайский синдром Дональда Трампа

Китайский синдром Дональда Трампа

Валерий Гарбузов

Не окажется ли торговая война с Пекином губительной для Вашингтона

0
573

Другие новости

Загрузка...
24smi.org