0
1974
Газета Интернет-версия

21.05.2003 00:00:00

Строители Царства

Тэги: ОЦХВЕ, федотов


"Стараясь не проронить ни слова, слушали собравшиеся жуткий рассказ бывшей сектантки-пятидесятницы┘ "Братья во Христе" хотели наказать Анну за "великий грех", за то, что она осмелилась не пойти на моление, а поехала проведать в пионерский лагерь свою дочь Таню. "Апостол" Иван Федотов вопил, что в него сошел "святой дух", который требует, чтоб "сестра" Анна "наложила руки" на свою дочь и принесла ее в жертву богу".
"Московская Правда",
ноябрь 1960 г.

- Иван Петрович, как вы пришли к Богу?

- К Богу я пришел у баптистов. Пока служил на Балтийском флоте, а в то время во флоте служили пять лет, моя мама обратилась в баптистскую веру. В 1953 году меня командировали на соревнования по классической борьбе в Севастополь. По пути заехал домой, жили мы тогда под Москвой на станции Бирюлево-Товарная. Мать отвела меня в Малый Вузовский переулок, в баптистскую церковь. Там впервые я и узнал, что есть Бог.

После армии продолжал ходить туда же четыре года. Но однажды услышал о духовном крещении со знамением иных языков. Я заинтересовался и пришел в группу пятидесятников. Господь крестил меня и еще нескольких молодых людей Святым Духом. Случилось это в середине января 1957 года.

Баптисты в те времена относились к крещению Духом со знамением иных языков довольно нетерпимо. Да они и сейчас этого не любят. Меня предупредили, чтобы я не ходил больше к пятидесятникам. Я не согласился, и меня отлучили от баптистского братства. И мне уже ничего не оставалось, как продолжать проповедовать Евангелие. Нас, пятидесятников, тогда было еще очень мало.

- Когда вы стали руководить общиной?

- Практически сразу. Я еще не был рукоположен во пресвитеры, но уже руководил "бирюлевской" группой, в которую привел приблизительно 15 человек молодежи из баптистов. Поначалу нас было около 50. Постепенно в Москве и Московской области число пятидесятников увеличилось до 300-400 человек. Мы собирались по квартирам, летом - по лесам. Пожилой пресвитер Алексей Егорович Фролов был нашим духовным наставником, а я - фактическим лидером и организатором. Пятидесятники собирались где-то еще, но их было так мало, что мы о них почти ничего не знали.

- Власти знали про вас?

- Да. Они даже приезжали, снимали нас на кинокамеру, печатали про нас брошюры, книги, статьи в журналах. Они вообще вели интенсивную кампанию против нас. Через 2,5 года, в 1960 году, меня и еще пятерых верующих арестовали. Как руководителю мне дали 10 лет, остальным меньше. Судили за то, что я якобы понуждал одну нашу сестру принести в жертву ее 12-летнюю дочь. Был громкий показательный суд. КГБ снял фильм "Это тревожит всех", который крутили в кинотеатрах перед сеансами вместо журнала. Там нас всех показали как изуверов, приносящих в жертву детей.

С приходом новой власти меня реабилитировали и даже попросили прощения за все три срока.

- На зоне вы проповедовали?

- Первый 10-летний срок я сидел в Архангельской области в пяти лагерях. Попав туда, продолжил проповедовать. Один раз я даже совершил крещение прямо в лагере. Меня сажали в изоляторы, в буры (барак усиленного режима), но я не остановился.

В 1970 году освободился. Семь месяцев ждал прописки - не дали. Уехал в Александров. Выгнали. Затем за Серпухов. Опять не разрешили остаться. Меня гоняли туда-сюда. Пришлось уехать в Малоярославец. Верующие собрали деньги, купили дом, в котором я и живу до сих пор.

- В Малоярославце не было пятидесятников?

- Пятидесятников не было, зато были наши "двоюродные братья" - баптисты. К ним я и пошел. Я понимал: нужно, чтобы Бог проявился и чтобы люди его увидели. Поэтому я пять суток постился и молился, а потом пришел на богослужение, сел на скамеечку и наблюдал. Пастор увидел нового человека и спрашивает: "Вы брат?" Я говорю: "Брат". - "Вы проповедуете, можете сказать слово?". Я вышел и проповедовал. Слово было короткое, но явление Духа было сильное. Вся община сразу закричала, почувствовав силу Святого Духа. В тот день Господь крестил Духом 17 человек баптистов. Пастор, конечно, перепугался и отлучил их от баптистской Церкви. С того дня началась наша малоярославская пятидесятническая Церковь.

- За что вы получили второй срок?

- За Малоярославец. В Малоярославце мы стали собираться по домам. У нас появился тогда Владимир Мурашкин - московский студент, теперь епископ. Мы стали с ним активно проповедовать Слово Божие. Община росла. В 1974 году меня арестовали, осудили на три года за то, что порочил советский строй. В зоне я тоже проповедовал. Я всегда проповедую, потому что в этом моя жизнь, и иначе я не могу.

В это время Владимир Мурашкин оставался в Малоярославце за пастыря. Когда я вернулся, вместе с ним мы продолжили расширять границы нашей Церкви. В 1981 году нас посадили уже вместе, дав каждому по пять лет. С точки зрения властей, мы постоянно шли на конфронтацию. На самом же деле мы не хотели сдавать свои позиции, потому что защищали истину Божию, а через нее и самих себя.

Перед освобождением ко мне приехал полковник КГБ. Сказал, что зовут его Александром. Сначала пообещал, что будут судить снова, а потом спросил: "А скажи, Иван Петрович, если судить тебя не будем и отпустим, регистрироваться пойдешь?" Время, говорит, сейчас пришло другое, и Горбачев теперь у власти. Перестройка, мол. Но я твердо на своем стоял и регистрироваться не желал. Я и сейчас не регистрируюсь.

- В те годы многие общины отказывались от регистрации, но было немало и зарегистрированных пятидесятников, входивших во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). Была ли у вас с ними и друг с другом какая-то связь?

- Что касается нерегистрированных, мы собирались на подпольные съезды, епископы - на подпольные советы. Церковь существовала, несмотря на все гонения, и даже умудрялась расти. В то же время с официальными пятидесятниками отношения были очень натянутыми. Ведь КГБ тогда внедрял своих агентов в официальные Церкви и делал там свою политику. Нас это не устраивало, и когда мы видели, что Церковью управляет не Христос, а КГБ, то в братских отношениях сразу же происходил разрыв. Как только государство ушло из религии, исчез повод для конфликтов.

- Власть уже сменилась, гонения закончились, но ваша Церковь по-прежнему не регистрируется. С практической точки зрения это неудобно: зарегистрированные религиозные организации имеют гораздо больше возможностей. Вы принципиально отказываетесь от регистрации?

- Наша вера - евангельская. Она основывается на Слове Божием, и другого руководства у нас нет. Мы считаем, что Церковь может жить только по Евангелию, а не по уставу, каким бы хорошим он ни был. Следовательно, Церковь не может быть организацией, зарегистрированной в Министерстве юстиции. Церковь - это мистический организм, глава которого Христос, а не премьер-министр.

Обратите внимание: в любом уставе должен быть прописан день регистрации Церкви и оговорены условия ее ликвидации. Не ересь ли это в отношении Церкви, которую учредил Иисус Христос, а не государство?

Другое дело - социальная работа Церкви. Здесь без регистрации не обойтись. Поэтому все наши епископы собрались на совет и выяснили, что конкретно требует закон, насколько мы его интересуем. И мы решили удовлетворить этот закон ровно настолько, насколько это необходимо. Выяснилось, что закон интересует не совесть человека, не его спасение, а видимая, реальная деятельность религиозных организаций: финансы, имущество, недвижимость, благотворительность, управление.

Естественно, мы сразу же зарегистрировали ряд благотворительных проектов. Постепенно у нас появились Библейское общество, Центр реабилитации, Христианский миссионерский центр, детская воскресная школа, общеобразовательная школа и т.д. В качестве координационного центра была создана Российская ассоциация миссий ХВЕ (в ней сегодня более 70 миссий по России), полностью подотчетная Церкви и епископу, но зарегистрированная самостоятельно. При этом мы приняли внутреннее правило, не записанное в уставе: духовное лицо не может быть официальным руководителем миссии. Таким образом, перед государством мы отчитываемся за свою деятельность и сохраняем принцип отделенности Церкви от государства.

Фактически мы отстояли право не регистрироваться.

- Ваш отказ от регистрации означает, что, несмотря на произошедшие политические изменения, вы все равно не очень-то доверяете нынешней власти?

- Конечно, не доверяем, потому что отличаем природу Церкви от природы земной власти, а не потому, что власть плохая.

Сегодня у нас Путин, за которого мы будем голосовать "двумя руками". А завтра - кто-то другой. Мы научены временем: Церковь нельзя делать заложником политики и политических настроений. Поэтому духовное мы строим на Евангелии, которое за две тысячи лет не претерпело никаких изменений, а социальное - на тех законах, которые есть, хорошие они или плохие.

Если же мы вообще не будем регистрироваться, то у нас не будет никакой социальной работы. Мы не будем расти как Церковь.

Сегодня мы подбираем людей, брошенных властью, обществом и страной, - наркоманов, алкоголиков, бомжей, бывших зэков. Мы - граждане этой страны и русские люди. Мы не можем смотреть, как гибнет общество. А вот власти нам не помогают. На свои деньги мы приобрели разрушенную фабрику. Сами ее отремонтировали, запустили производство, сделали общежитие, всех кормим, поим, одеваем и возвращаем в общество здоровыми людьми. Раньше нас гнали, хулили, а теперь мы всем нужны в городе. Если где-то работает пятидесятник, к нам обращаются и спрашивают, нет ли у нас еще одного - продавца, врача, слесаря. Знают, что верующий - значит непьющий, честный, ответственный. Вот это и есть Царствие Божие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
377
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
490
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
399
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
335

Другие новости