0
2520
Газета Интернет-версия

02.06.2004 00:00:00

Мусульманин-большевик

Михаил Рощин

Об авторе: Михаил Юрьевич Рощин - старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Тэги: Дагестан, Каяев, ислам, коммунизм, идеи


Известный мусульманский просветитель и реформатор Дагестана Али Каяев (1878-1943) за годы своей деятельности написал много религиозных, исторических и публицистических работ, а также учебных пособий, значительная часть из которых до сих пор не опубликована. Своеобразие его как мыслителя и общественного деятеля состояло в том, что он искренне был привержен мусульманским религиозным ценностям и в то же время был человеком левых политических взглядов, близких к большевистским. Он подвергался критике сразу с двух сторон: со стороны мусульманских традиционалистов - за отход от традиции и стремление ввести мусульманские представления в контекст современной цивилизации, а со стороны большевиков - за твердые религиозные убеждения.

Али Каяев родился в крупном лакском селе Казикумух. Его отец Абдулгамид был оружейных дел мастером. Когда Али было 7 лет, отец погиб в Закаталах (Северный Азербайджан) при нападении грабителей. Мать Али была насильно выдана замуж в другой аул, и мальчика воспитывала сестра его отца.

Система традиционного мусульманского образования в Дагестане была в те годы очень развита. Сначала Али Каяев учился в казикумухском медресе у известного арабиста Гази Сеидгусейнова, а позднее побывал во всех основных центрах мусульманского образования в Дагестане. В 1899 г. Каяев сделал рукописную копию на арабском языке с работы Мухаммеда аль-Карахи, секретаря знаменитого имама Шамиля "Блеск горских шашек в некоторых войнах Шамиля". Эта рукопись впоследствии стала одной из трех версий, на основе которых в 1941 г. в Ленинграде в переводе А.Барабановой в Издательстве АН СССР была издана "Хроника Мухаммед-Тахира аль-Карахи". Рукопись была подарена астраханскому алиму (мусульманскому ученому) Абд ар-Рахману, который пригласил Али Каяева для преподавательской работы в своем медресе на пять лет. Затем он решил поехать в знаменитый мусульманский университет аль-Азхар в Каире, где пробыл два года: с 1905-го по 1907-й. Он работал там преподавателем в одном из приуниверситетских медресе. В Каире Каяев сблизился с одним из видных мусульманских реформаторов Рашидом Ридой (1865-1935) и сотрудничал в его журнале "Аль-Манар".

В 1908 г. Каяев переехал в Стамбул, но вскоре был арестован и после месячного заключения в тюрьме выслан в Россию. Здесь он сначала открывает медресе в селе Гунделен Терско-Кубанской области, где впервые на Северном Кавказе начинает применять на практике идеи мусульманских реформаторов.

В 1913 г. в Темир-Хан-Шуре (Буйнакске) Али Каяев становится редактором арабоязычной газеты "Джаридату Дагъистан", выходившей до 1918 г. Газета была создана по инициативе администрации губернатора Дагестана, но постепенно стала вполне самостоятельным изданием, ориентировавшимся на потребности и интересы дагестанской арабоязычной интеллигенции. Уже в начале своей редакторской деятельности Али Каяев выступил с идеей о необходимости реформирования мусульманского образования. Важную роль в газете играл "Научный отдел", в котором публиковались статьи, освещавшие научные достижения того времени.

После Февральской революции 1917 г. Али Каяев напечатал в "Джаридату Дагъистан" отдельный материал, посвященный изложению решений Седьмой (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б).

Каяев приветствовал Февральскую революцию. При этом в одной из своих статей, напечатанной в июне 1917 г. в лакской газете "Илчи", он призывал дагестанцев к ответственному поведению в эти трудные дни: "Если мы не будем свои дела вершить сами, если не станем просвещеннее, то делами нашими будут заправлять другие, примут нас за скот и будут проводить свою политику. И это будет не свобода, а самодержавие".

Али Каяев принял активное участие в подготовке выборов в Учредительное собрание в Дагестане. В это время он был избран депутатом Дагестанского областного Совета, а 14 января 1918 г. - членом исполкома Совета. Однако вскоре после этого он слагает с себя депутатские полномочия вместе с другими левыми деятелями Дагестана. В Совете Каяев выступал за то, чтобы земля не находилась в частной собственности, а принадлежала тем, кто ее обрабатывает.

В феврале 1918 г. Каяев написал публичное воззвание к алимам (мусульманским ученым) Дагестана, в котором осудил провозглашение Нажмуддина Гоцинского, известного религиозного деятеля, крупного ученого-арабиста и поэта, пятым имамом Дагестана. В своем воззвании Али Каяев писал, что "всем, кроме неисправимых упрямцев, ясно, что для нас, дагестанцев, должность имама совершенно недопустима".

В конце марта 1918 г. Али Каяев возвращается в Казикумух. Здесь он открывает свое медресе, выполняет функции общественного кадия (судьи) и занимается сельским трудом. Учеба в его медресе носила преимущественно светский характер. Медресе Каяева действовало до 1928 г. Параллельно, начиная с 1924 г., Али Каяев стал писать "Историю Гражданской войны в Дагестане" (на лакском языке). В 1928 г. его приглашают в Махачкалу на работу в Дагестанский краеведческий музей для сбора материалов по истории и этнографии.

Однако в 1930 г. Али Каяева арестовали, обвинив его в участии в контрреволюционной организации. Затем по решению органов ОГПУ его сослали на Южный Урал сроком на 5 лет. Оттуда в 1934 г. он писал председателю Совнаркома Дагестана Джелалэтдину Коркмасову: "Несмотря на неподходящие условия, я продолжаю работать и уже написал большую часть истории и, можно сказать, закончил то, что было мне здесь возможным... Не чувствуя за собой никакой вины, прошу оказать последнюю мне Вашу услугу и ответить мне письмом с Вашими советами, чего буду ждать с нетерпением. Здоровье мое неважное и работа, какую я несу, неподходящая. Живу одними надеждами скорого возвращения в Дагестан".

Письмо это возымело действие. Али Каяеву разрешили вернуться, и в 1934 г. он был принят на работу в Научно-исследовательский институт Дагестана. В 1938 г. ученого вновь арестовали. В одном из заявлений наркому внутренних дел Дагестана Али Каяев писал: "Мне 63 года, и я - полный инвалид... Никакой вины абсолютно за собой не чувствую. Лично Вас, Нарком, прошу учесть вышеизложенное и сделать соответствующее распоряжение о разрешении моей судьбы". Однако в феврале 1940 г. Особое совещание при НКВД СССР постановило сослать Али Каяева в Казахстан сроком на 5 лет.

Находясь в ссылке в Семипалатинской области, ученый написал фундаментальную работу на лакском языке, посвященную истории и языку лакцев. За несколько дней до смерти он передал эту рукопись своему сыну Нажмутдину, сумевшему навестить отца в ссылке. В это время Каяев работал в бане сторожем.

В конце 1943 г. Али Каяев заболел тифом и скончался 21 декабря 1943 г. Его похоронили в Георгиевке.

В 1957 г. семья Каяевых получила письмо от Д.К. Крючкова, жителя Георгиевки, места ссылки ученого, в котором он писал об Али Каяеве: "Жил он в очень плохих условиях... И вот в этой бане старик писал какую-то историю на арабском языке (на самом деле - на лакском, арабицей. - М.Р.). Я очень удивлялся его натуре: он сутками читал в таком холоде, писал на разных клочках бумаги, чернила даже оттаивал на огне, все говорил мне: "Пишу, сынок, ценное дело будет, люди будут читать".

Реформаторские взгляды мусульманского мыслителя хорошо раскрыты в его работе "Путь ислама", написанной по-арабски в 1926 г. Али Каяев демонстрирует в ней прекрасное знание шариата и вместе с тем стремится ввести мусульманский дискурс в русло всемирной культуры. Так, уже в начале своего трактата он пишет: "Религия ислама - это религия природы... Пока люди останутся людьми, подчиняющимися всем природным законам, ислам неотделим от них... Ислам - самая верная из религий, но большинство людей не ведают об этом. Она настолько истинна, что многие европейские ученые - философы Сен-Симон, Жан-Жак Руссо и другие - пытались распространять ее среди людей как самое согласное с их природой". Здесь отчетливо прослеживается ориентация Али Каяева в первую очередь на западных мыслителей, которых принято считать левыми и прогрессивными.

В другой своей работе, известной под двумя названиями "Стрела, пронзившая глотку безбожника" и "Диалог материалиста и идеалиста", Али Каяев отмечал, что ислам не противоречит научному знанию. Он, в частности, писал: "Противоречиво с наукой только то в религии, что привнесено сюда многочисленными толкователями, невежественными схоластами и выдумщиками. Противоречия между наукой и религией видит только тот, кто плохо знает эти две области или одну из них. Кто глубоко понял сущность той и другой, тот неизбежно убедится в согласованности их".

Али Каяев не только стремился привести мусульманские взгляды в соответствие с современными научными представлениями, но также искал и находил в шариате обоснование своим левым, демократическим убеждениям.

Ученый был искренне убежден, что "Ленин совершил революцию, равной которой никто не совершил и не мог совершить за всю историю человечества". Но сочетание большевистских убеждений с не менее последовательной религиозной верой было в глазах советской власти недопустимым нонсенсом и в исторических условиях 1930-х гг. неотвратимо вело к трагедии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
704
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
925
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
757
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
618

Другие новости